О новом порядке формирования доходной части бюджетов муниципальных образований в Петербурге


Главная / Экспертное мнение / О новом порядке формирования доходной части бюджетов муниципальных образований в Петербурге

    Своим экспертным мнением о новом порядке формирования доходной части бюджетов муниципальных образований в Петербурге делится Астахова Наталия Владимировна – Глава муниципального образования – Председатель Муниципального совета МО Сенной округ, кандидат исторических наук с более чем 20-летним стажем муниципального управления:

    Происходящую сегодня в Петербурге реорганизацию системы финансирования муниципалитетов часто называют реформой местных бюджетов. Нельзя отрицать, что ситуация с вирусной инфекцией, которая бушует в мире, серьезно повлияла на нашу жизнь. Больше всего от пандемии пострадали малые и средние предприятия. Именно они долгое время были основными плательщиками налогов, которые пополняли муниципальные бюджеты. Поступления от упрощенной системы налогообложения и от единого налога на вмененный доход формировали большую часть наших доходов. На примере Сенного округа могу сказать, что недополученный объем средств в этом году составил порядка 15 млн. рублей. В рамках города это, конечно, небольшие деньги, но в рамках муниципалитета — значительные. Если в предыдущие годы финансовые поступления постоянно росли, то сейчас мы теряем в деньгах даже по сравнению с прошлым годом. Это, безусловно, ощутимо, ведь у нас приняты муниципальные программы, под которые были предусмотрены средства бюджета. Мы очень сложно выходили из непростой ситуации, но все-таки сохранили устойчивость бюджета, скорректировав планы с поправкой на сложившиеся обстоятельства.

    Вообще, отмена действия единого налога на вмененный доход планировалась достаточно давно, поэтому Комитету финансов Санкт-Петербурга в любом случае пришлось бы решать, чем заменить этот налог.

    По существующим нормам права, если у органов местного самоуправления выпадают какие-либо налоги, они, в соответствии с федеральным законодательством, должны быть обязательно заменены другими, не менее значимыми по объему платежами или источниками доходов. Проблема с доходами местных бюджетов все равно бы возникла, однако сейчас она прозвучала наиболее остро, во-первых, потому что были введены налоговые каникулы, во-вторых, стало понятно, что многие малые и средние предприятия попросту не смогут платить налоги, а кто-то даже будет вынужден закрыть производство и сократить персонал.

    Пандемия ускорила реформу. В Санкт-Петербурге 111 муниципалитетов, все очень разные: и по количеству жителей, и по площади территории, и по многим другим показателям. Определенный дисбаланс доходов, конечно, был всегда. Тем не менее, было бы более правильным провести бюджетное выравнивание не за счет «богатых» муниципалитетов, у кого объемы поступлений в бюджет были больше. Справедливее было бы подтянуть более слабые бюджеты к сильным. К сожалению, из-за ситуации с коронавирусом бюджеты пришлось усреднить, чтобы все смогли получить приемлемые суммы.

    Город столкнулся с непростой задачей: сбалансировать доходы для 111 муниципалитетов. Не все нюансы по объективным причинам удалось учесть в полной мере. Финансисты анализировали, какой налог дать взамен, чтобы суммы бюджетных поступлений более или менее устраивали муниципалитеты. Выход был найден через предоставление 0,3% от НДФЛ. Это фундаментальный налог, максимально надежный и устойчивый. Там где 0,3% НДФЛ оказалось недостаточно для нормального функционирования, ситуацию выровняли за счет прямых дотаций. Кроме того, для покрытия дефицита муниципальных бюджетов был задействован механизм межбюджетных трансфертов – субсидий. В итоге мы практически вышли на достаточный уровень финансирования.

    Пример Сенного округа показателен. Раньше у нас было более 70 млн. рублей собственных доходов в год, теперь станет 10 млн. рублей. Разница колоссальная! Так произошло во многих муниципалитетах центральных районов Санкт-Петербурга. Но за счет дотаций и субсидий проблему общего уровня доходов удалось решить.

    В Адмиралтейском районе всем муниципалитетам (Коломна, Сенной, Адмиралтейский, Семеновский, Измайловское, Екатерингофский) получить субсидии помог наш депутат и вице-спикер Законодательного Собрания Соловьев Сергей Анатольевич. Благодаря его усилиям каждое муниципальное образование получит в 2021 году субсидию на благоустройство в размере от 20 до 40 млн. рублей. Благоустройство — традиционно самая дорогостоящая строка расходов муниципальных образований, вплоть до половины бюджета. Спасибо ему за помощь и серьезную поддержку! Теперь нам удастся сохранить уровень расходов по другим важнейшим направлениям работы, и интересы жителей никак не пострадают.

    Конечно, межбюджетные трансферты накладывают на нас ряд обязательств, связанных с численностью сотрудников. Небольшую часть служащих мы вынуждены будем сократить, некоторые специалисты уйдут на пенсию, кого-то мы переведем в муниципальные учреждения. Несмотря на все трудности, коллектив мы сохраним.

    Что касается муниципальных программ, то мы сможем реализовать практически все, что запланировали. Более того, у нас появляются новые проекты, в том числе инновационные. Конечно, учитываем ограничения из-за коронавируса, не гонимся за прожектами, которые требуют значительных финансовых вложений. Работаем, в первую очередь, точечно и в малых форматах. Водим в театры, на концерты классической музыки, проводим просветительские акции. По максимуму делаем всё силами депутатского корпуса и сотрудников, тем более что у нас есть представители творческих профессий. Активно заимствуем интересный опыт, с удовольствием реализуем инициативы наших жителей и предпринимателей.

    Недавно запустили три новых проекта, которые пользуются большой популярностью. Два проекта реализуем совместно с Молодежным центром испанского языка и культуры. Первый – это занятия по изучению русского языка для детей-инофонов, приехавших вместе со своими родителями к нам, как правило, из стран ближнего зарубежья. Дети в восторге, в игровой доступной форме они получают новые языковые навыки, которые помогают им общаться с учителями и сверстниками на бытовом уровне и на уроках. Второй проект – просветительский – культурологические и исторические лекции для жителей, которые получают огромное удовольствие от них. Третий проект воплотили в жизнь с Международным центром чая. Там проводим небольшие интерактивные экскурсии для малых по численности групп, знакомим с музейной экспозицией, а в конце — непременная дегустация чая разных сортов и обучение, как правильно заваривать этот напиток. Кстати, чай очень полезен для иммунитета, что сейчас как никогда актуально.

    Мы прекрасно понимаем, что сегодня не только муниципалитеты – весь город, да и вся страна оказались в сложном положении. Пострадали все сферы деятельности и, прежде всего, бизнес, который является экономической основой для любого бюджета. Нужно отдать должное Комитету финансов, который в непростых условиях постарался по возможности учесть наши интересы, с пониманием отнесся к ситуации, сложившейся в центральных районах города: Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Центральном и ряде других, которые пострадали больше всего. Безусловно, проделанная работа позволила избежать серьезных финансовых провалов. Мы это ценим, но надеемся, что как только экономическая ситуация улучшится, город вернется к вопросу формирования доходов муниципалитетов и установит для нас такие отчисления по налогам, которые позволят наполнить местные бюджеты собственными доходами и повысить самостоятельность и независимость местной власти.

 

Рассказать друзьям:

 

Поделиться
Поделиться