Усадьба Державина


Главная / Любимый город / Усадьба Державина

     Есть в Адмиралтейском районе замечательное место – тихий уголок, где можно отдохнуть от городской суеты. Это Державинский сад (Усадебный сад Г. Р. Державина), где живописные пруды с мостиками и беседками «прячутся» за величественным зданием усадьбы, построенным в стиле классицизма с двумя симметричными флигелями и парадным двором — курдонёром.
   Гавриил Романович Державин — известный русский поэт и государственный деятель эпохи Просвещения. Усадьба является частью Всероссийского музея А. С. Пушкина и носит статус литературно-мемориального музея, который интересен как классический образец городской усадьбы. Таких было множество в столице Российской империи, но большинство из них утрачено в годы советской власти. Интересно, что музей открылся лишь в 2003 году, а в советское время здесь размещались коммунальные квартиры.

 фото:  https://m.fotostrana.ru/public/post/233978/1897649771/

 фото:  https://m.fotostrana.ru/public/post/233978/1897649771/

   Комплекс музея-усадьбы Г.Р. Державина включает в себя дом, оранжерею, сад и парадный двор.

   Центром усадьбы является сохранившийся до наших дней дом на наб. реки Фонтанки, где Гавриил Романович Державин прожил почти четверть века, до своей кончины в 1816 году. С начала 1790-х годов и вплоть до смерти Державина дом поэта был одним из культурных центров Петербурга, средоточием духовной жизни столицы. Здесь собиралась художественно-литературная и политическая элита страны, бывали А.А.Безбородко, А.С.Строганов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Оленин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Д.Г.Левицкий и др. С 1811 года в большом зале дома устраивала заседания знаменитая «Беседа любителей русского слова».

   Гавриил Романович был личностью уникальной. Это единственный государственный деятель, который достиг таких высот в поэзии, и единственный поэт, который достиг таких высот в государственной службе. На вершине своей карьеры он был министром юстиции и одновременно генерал-прокурором. Поскольку император, уезжая из страны, обычно оставлял за себя генерал-прокурора, Державин какое-то время был, по сути, вторым человеком в России по своему служебному положению. Авторитет его был колоссальным.

   Примечателен тот факт, что через две недели после назначения Державина министром было написано письмо из Москвы, которое удалось обнаружить в одном из архивов. Из этого письма следует: как только пришло известие о назначении, среди чиновников началась паника: спешно уничтожались документы, а многие сделки, в которых казенный интерес пересекался с личным, отменялись. Державин был непримиримым борцом с коррупцией. Александр I, когда подписывал указ о его отставке, сказал: «Слишком ревностно служишь». «По-другому не умею», — ответил поэт.

   Даже для весьма не бедного царского чиновника строительство усадьбы было дорого. Державину пришлось заложить несколько своих имений вместе с крепостными. Гавриил Романович усердно служил российской императорской власти и, конечно, заслужил право построить на набережной Фонтанки роскошный особняк. Работал над проектом архитектор Н.Львов — автор проекта Приоратского дворца.

   Сегодня интерьеры усадьбы воссозданы в центральном корпусе здания. В этих комнатах Державин жил и принимал многочисленных гостей. Экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству великого государственного деятеля, разместилась в шестнадцати интерьерных залах, где представлены мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII — начала XIX веков, книги и рукописи писателей той эпохи, а также включенные в экспозицию подлинные портреты Державина работы В. Боровиковского, А. Васильевского, копия портрета поэта работы С. Тончи, которые создают «эффект присутствия» хозяина дома.

   Особый интерес вызывают восстановленные по сохранившимся документам Соломенная гостиная 1-го этажа, которую при жизни хозяев дома украшали соломенные «златовидные» обои, вышитые Е.Я. Державиной и М.А. Львовой, и оригинальная по своему интерьеру гостиная «Диванчик» на 2-ом этаже. Интересен также был кабинет хозяина дома, воссозданный по рисунку П.А. Кожевникова и воспоминаниям современников. Вся мебель в нем выполнена «по изобретению» самого Державина: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с «подъемным налоем», диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились «проекты по делам службы» и «стихотворство». Самый просторный во всем доме зал – «Беседы любителей русского слова» — до 1811 года назывался просто «Танцевальным». Из этого зала попадаешь в великолепно воссозданный домовый театр. На спектакли этого театра когда-то собирался весь столичный свет.

   Попав в подвальное помещение кухни, можно узнать подробности быта того времени, увидеть посуду для стряпни и сервировки, «ледник», который по сути служил холодильником, и необычную по тем временам паровую печь. Хозяин дома был новатором во всём, и его паровая печь была сконструирована по новейшим европейским образцам.

   

   В 1846 году усадьба была приобретена Ватиканом (Римско-католической духовной коллегией) и, следовательно, стала центром Римско-Католической Церкви в столице Российской Империи, которым и оставалась до 1917 года. В 1924 году особняк Державина стал обычным жилым домом с десятками коммунальных квартир. К этому времени от его первоначальной декоративной отделки уже ничего не осталось. Распоряжением Правительства Российской Федерации Всероссийскому музею А.С.Пушкина был передан памятник истории и культуры федерального значения «Дом-усадьба Г.Р.Державина» (с прилегающим земельным участком) для размещения в нем Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени.

   28 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга, Музей был торжественно открыт.

   Пропитанный историей, любовью и вниманием от входной двери до небольшого экспоната, музей действительно передает дух того времени.

 

Рассказать друзьям:

 

Поделиться
Поделиться