Виды пенсионных систем. и почему солидарная система выгодна при небольших доходах?

Алан-э-Дейл       02.04.2024 г.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по труду;
  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;
  • по причине инвалидности;
  • социальной пенсии.

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Пенсии в Казахстане

Пенсионное обеспечение в Казахстане по своей структуре соответствует ведущим мировым трендам и состоит из:

  • базовой (с учётом общего стажа с 1 июля 1998 года) и солидарной (от стажа до 1 января 1998 года) пенсии, – эту часть пенсии обеспечивает государство;
  • обязательной накопительной системы – 10% работодатель ежемесячно перечисляет от дохода работника на его индивидуальный пенсионный счет. Еще 5% отчисляют работодатели уже из собственных средств сотрудникам, занятым в опасных условиях труда. Эти пенсионные накопления аккумулируются в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), и затем пенсионный фонд осуществляет пенсионные выплаты. Планируется, что с 2023 года участие работодателей усилится и они будут перечислять 5% как обязательные пенсионные взносы работодателя уже за всех работников.
  • добровольной накопительной системы. Добровольные пенсионные отчисления осуществляются вкладчиками в настоящее время в ЕНПФ. Сумму взносов определяет сам вкладчик. Это как раз та дополнительная «финансовая подушка безопасности» на путешествия и другие цели, на размер которой будущий пенсионер может влиять и формировать её сам. Делать добровольные пенсионные отчисления в ЕНПФ могут все казахстанцы, желающие дополнительно повысить свои будущие пенсионные выплаты.

Самозанятые казахстанцы также участвуют в накопительной пенсионной системе, они ежемесячно платят единый совокупный платёж (ЕСП) в размере от 0,5 до 1 МРП (в зависимости от места проживания).

Фрилансеры делают обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в размере 5% до 1 января 2021 года и 10% – после: обязательно, если хотя бы одна из сторон договора ГПХ – налоговый агент (он и производит выплату), и добровольно, если все участники договора – физические лица.

Пенсионные выплаты начинают получать мужчины – с 63 лет и женщины с 59,5 лет в 2020 году с поэтапным повышением пенсионного возраста до 63 лет (ежегодно плюс полгода до 2027 года).

НПФ или ПФР: выбор с расчетом вариантов в системе ОПС

Сложно получить ответ на вопрос, какой вариант пенсионного обеспечения лучше выбрать. В каждом из них есть свои плюсы и минусы. Для того, чтобы определиться НПФ или ПФР доверить свои средства, нужно знать какой вариант обеспечения выгоднее для Вас.

На этот вопрос очень трудно найти однозначный ответ как в сети интернет, так и из других источников информации. Везде пишут, что каждый должен решать сам какую пенсию выбрать.

Другое дело, что не каждый человек может самостоятельно рассчитать наиболее выгодный вариант для себя. Формулы расчета  баллов достаточно сложны.

На точный расчет будущей пенсии влияют не только установленные тарифы и размер страховых взносов, но и возможная доходность Ваших пенсионных накоплений.

Попробуем рассчитать возможные варианты пенсионного обеспечения на примерах в зависимости от размера заработной платы для того, чтобы узнать возможный размер будущей пенсии.

Представим, что Анна и Сергей могли выбрать разные варианты в системе обязательного страхования. У них разная ежемесячная зарплата. У Анны она составляет 11000 рублей, у Сергея — 40000 рублей.

Проверим возможные суммы выплат в зависимости от выбранного тарифа и посмотрим какой вариант пенсионного обеспечения оказался выгоднее. Для этого смоделируем варианты с вложением средств в НПФ и ПФР на протяжении последних трех лет.

Не станем в этой статье сейчас расписывать подробные расчеты полученных данных. Отследить расчет будущей пенсии можно в самом содержании построенных данных.

Отметим также особенности при расчете на которые необходимо обратить внимание: • Расчетный период — последние три года. Именно с 2015 года были введены индивидуальные пенсионные коэффициенты

• Заработная плата наших героев на протяжении этого времени не увеличивалась и оставалась в том же размере. • Для расчета доходности инвестирования средств пенсионных накоплений не отдавалось предпочтение конкретному НПФ или УК. Был взят средний процент доходности за предшествующие 3 года — 10%. Это оптимальный процент который мы рекомендуем рассматривать при выборе НПФ. • Ежемесячные выплаты рассчитаны на 2018 год. Стоимость одного балла — 81,49 рублей. Ожидаемый период накопительной пенсии — 246.

Для понимания того, какой вариант пенсионного обеспечения лучше выбрать, представим итоговую таблицу с полученными результатами.

По итоговым данным можно сделать вывод, что первый вариант с формированием 16% на страховую выгоднее для каждого из наших героев. По прошествии трех последних лет лучше по результатам оказался именно он.

Но стоит отметить в поддержку накопительной пенсии, что общая сумма на инвестирование увеличивается с каждым годом. То есть, чем больше накапливается на Вашем счете средств, тем больший процент по ним получается. Тем более, что доходность происходит только спустя год после перевода средств на накопительную часть в НПФ.

На более длительной дистанции формирование накопительной выплаты может принести доход больше. Возможно, именно поэтому Пенсионный фонд ограничил минимальный срок для перевода средств накоплений из одного НПФ в другой 5 годами.

Обязательно повторим такой расчет в следующем году для сравнения результатов по выбору выгодного варианта в системе ОПС для НПФ и ПФР.

Новые льготники

Напомним, что согласно пп. 8 п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и предпринимателей, применяющих УСН. Но не для всех, а для тех, у кого основным видом экономической деятельности является деятельность из приведенного в этом подпункте перечня.
Теперь этот перечень скорректирован и дополнен несколькими категориями плательщиков.
Во-первых, «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» заменена «транспортом и связью».

От редакции. Гарантией применения пониженного страхового тарифа является правильно определенный страхователем код ОКВЭД, который устанавливается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2007) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введен в действие на период до 1 января 2013 г. без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001). В указанном Классификаторе отсутствует такой вид деятельности, как вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, которая была указана в перечне до внесения изменений Законом N 379-ФЗ. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п.
Законодатель решил устранить недочет и привести Закон N 167-ФЗ в соответствие с действующей Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. По этой причине и была осуществлена замена.
В качестве документов, подтверждающих право на применение пониженных страховых тарифов для этой категории страхователей, служат, в частности:
— учредительные документы;
— информационное письмо о включении организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), в котором указан код ОКВЭД.

Во-вторых, добавились две категории страхователей, осуществляющих такие виды деятельности, как:
— розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (код ОКВЭД 52.32);
— производство гнутых стальных профилей (код ОКВЭД 27.33), производство стальной проволоки (код ОКВЭД 27.34).
Но это не все. Пункт 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ пополнился новыми подпунктами (то есть новыми льготниками).
В их числе указаны, во-первых, аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающие ЕНВД, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД. Льготные тарифы применяются в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Во-вторых, некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).
В-третьих, благотворительные организации, применяющие УСН.
Для всех указанных льготников, включая тех, которые перечислены в Законе N 167-ФЗ (пп. 8 п. 4 ст. 33), установлен тариф страхового взноса в ПФР в размере 20%, причем 4% — это солидарная часть тарифа.
Соответствующие дополнения внесены и в пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. От уплаты взносов в ФСС РФ и ФФОМС данная группа плательщиков в текущем и следующем году освобождена, поскольку тариф в указанные фонды на этот период для них установлен 0%.
В состав льготников были включены организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги.
Для них установлен практически общий страховой тариф в размере 30%. Отличие заключается в том, что при превышении исчисленного нарастающим итогом с начала года дохода застрахованного лица 512 000 руб. страховые взносы в ПФР, относимые на солидарную часть, не начисляются.

Определения

Поскольку солидарная система пенсионного обеспечения не является универсальной, то была предложена альтернатива для нее в виде накопительной пенсии. Все большее количество стран являются сторонниками второй системы, поэтому она набирает все большую популярность и введение ее в каждой из стран-сторонников является сугубо индивидуальным процессом. Что она собой представляет?

Накопительная пенсия – это более справедливый вид выплат, которые для каждого гражданина будет рассчитываться в индивидуальном порядке в зависимости от некоторых факторов. Основным из них является трудовой стаж и сумма отчислений. Раньше не было альтернативы пенсионного обеспечения солидарным способом.

Человека, мягко говоря, никто ни о чем не спрашивал, хотел он того или нет, но с его заработка шли определенные отчисления. Сейчас же граждане могут самостоятельно для себя определять необходимость отчислений взносов на накопительную и страховую пенсию.

Далеко не все граждане РФ смогут воспользоваться преимуществами накопительной пенсии. Она будет доступна только для тех, кто родился в 1967 году и после. Регулируется процесс начисления и выплат накопительной пенсии ФЗ «О накопительной пенсии», который был издан 28.12.2013, в 2016 году 23 мая в нем были приняты изменения.

Процесс накопления стал возможным только после того, как процесс уплаты отчислений работодателем стал не общим, а с идентификацией личности. Это произошло в момент присвоения каждому лицу идентификационного кода.

Отметим тот факт, что накопительная пенсия имеет как преимущества, так и недостатки, которые можно заметить только при более подробном рассмотрении данного вопроса.

Например, если обратиться к вопросу индексации таких отчислений, то при наличии страхового и накопительного фонда у гражданина второй в отличие от первого индексации не подлежит. Это огромный минус данной системы, поскольку со временем накопления могут быть очень сильно обесценены, они не защищены и поэтому не надежны.

Итак, каждый работающий гражданин платит взнос в размере 22% на пенсионное обеспечение. Здесь у него есть два варианта:

  • первый – это когда 6% – это солидарный тариф, а оставшиеся 16% являются средствами на страховую пенсию;
  • второй способ начисления – это когда 6% – это солидарный тариф, далее 10% идет на страховую часть пенсии, а остальные средства – это накопительная доля пенсии.

В счет накопительной пенсии могут зачисляться некоторые добровольные отчисления граждан, кроме этого вся сумма накоплений может инвестироваться и от данного процесса также могут быть получены дополнительные средства.

Обзор документа

С 1 января 2014 г. вступают в силу изменения в Закон о страховых взносах.

До 2016 г. сохранен тариф на уровне 2013 г. в отношении большинства плательщиков в размере 30% в пределах установленной величины базы для начисления взносов и 10% в бюджет ПФР сверх этого показателя. До 2018 г. продлен период применения льготного тарифа для малых предприятий производственной и социальной сфер, для социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных и аптечных учреждений с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа на 2 процентных пункта.

Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф установлен на общих основаниях — 22% плюс 10%.

За декабрь 2013 г. суммы взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, перечисляются по прежним КБК до 15 января 2014 г.

Предельная величина базы, с которой уплачиваются взносы в систему ОПС, в 2014 г. составит 624 тыс. руб. плюс 10% сверх этой суммы.

Приведены тарифы взносов на ОПС. Предельная величина базы для начисления за 2013 г. — 568 тыс. руб.

Взносы на ОПС должны уплачиваться на основании единого расчетного документа. Указаны тарифы, в том числе в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения (направление 0% или 6% на накопительную часть трудовой пенсии).

Обращается внимание на необходимость применять в распоряжениях о переводе средств коды ОКТМО вместо ОКАТО. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Криворукая модель псевдонакопления

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады сделало ряд крайне важных критических замечаний к предлагаемой в законопроекте модели общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения (ОНПО).

Cпециалисты указывают на весьма неблагоприятное время для внедрения подобных инициатив.

«Указанный процесс должен начинаться только после объективного определения факта роста экономики в Украине, что даст возможность эффективного размещения и использования средств накопительной пенсионной системы, поскольку в другом случае собранные средства не дадут желаемой для нормального функционирования этой системы прибыли, что приведет к дискредитации самой идеи такого страхования«.

Эксперты указывают, что исследования 14-ти летнего опыта существования в Украине негосударственной системы пенсионного обеспечения говорят о ее неэффективности. Это сопряжено с тем, что большинство населения Украины не откладывает деньги или не имеет возможности откладывать на пенсию, мало или совсем ничего не знает о негосударственных пенсионных фондах, плохо ориентируется в финансовых вопросах в целом и в инвестициях в частности, а также не доверяет финансовым учреждениям.

Специалисты управления ВР приводят крайне интересные отсылки к опыт стран Восточной Европы, которые также пытались трансформировать модель солидарной пенсионной системы. 

На примерах конкретных стран специалисты Рады иллюстрируют неудачные примеры внедрения накопительных систем, которые впоследствии реконструировали обратно в рамки солидарной пенсионной модели. 

При этом проблемы возникали с возвратом средств граждан. В Венгрии пенсионные накопления осевшие в частных фондах, даже были национализированы государством. В 2016 году Чехия и вовсе объявила о ликвидации второго уровня накопления, который просуществовал менее 3-х лет.

 Эксперты также описываю опыт Прибалтики, более близкий Украине по уровню “зажиточности”:”В Литве и Латвии ставку взносов во второй уровень пенсионной системы в течение нескольких лет снижали до 2% от зарплаты, а в Эстонии свели к нулю”.

Крайне интересен опыт соседней Польши.  

“В Польше в феврале 2014 из-за введенных государством ограничений на формы инвестирования фондами страхования, последние начали получать негативную доходность (в частности, было запрещено инвестировать в государственные облигации, а предыдущие инвестиции необходимо было безвозмездно вернуть государству для сокращения государственного долга).

Впоследствии польское правительство дал гражданам срок в три месяца на возвращение в солидарную систему по молчаливому согласию, если не будет заявлено об отказе, и продолжает в дальнейшем такую ​​практику», – указано в отчете научно-экспертного управления. 

Очень интересное примечание эксперты делают относительно распространения обязательной системы пенсионного накопления на граждан, предпенсионного возраста. «Сомнительным выглядит предложение о введении обязательного участия в ОНПО всех категорий работающих лиц до достижения ими пенсионного возраста, особенно, что касается лиц, которым до достижения пенсионного возраста осталось менее 10 лет, поскольку наступления для них положительного результата от участия в указанном виде пенсионного обеспечения проблематично«.

Таким образом специалисты очень тонко намекают, что эта категория граждан останется без надлежащих выплат и «не вписывается» в параметры реформы. Очень похоже на реформаторскую «схему», которая описывает «кидалово» на пенсионные выплаты тех, кому перевалило за 50. Действительно, можно проявить патриотическую позицию и остаться без пенсии, финансово не утруждая Родину, а еще патриотичнее до пенсии вообще не доживать.

Научно-экспертное управление считает, что предлагаемая модель накопительной системы нарушает Конституцию и требует более детального обоснования с точки зрения эффективности ее функционирования.

Какая пенсионная система в России?

В России была попытка создать смешанную пенсионную систему. С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. Например, с 2010 года 16% от зарплаты каждого работника (1967 года рождения и моложе) уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а затем на выплаты нынешним пенсионерам. А 6% шли на индивидуальный пенсионный счет человека.

Этот счет каждый мог пополнять и сам. Если личные взносы достигали 2000 рублей в год, государство вносило на счет человека такую же сумму (но не больше 12 000 рублей за год). Это называлось
. Так формировались личные пенсионные накопления.

Но со временем разрыв между взносами, которые делают работодатели, и выплатами, которые идут пенсионерам, увеличивался. И с 2014 года правительство «заморозило» накопительную часть пенсии. Новые взносы работодателей ее не пополняют — все идет в «общий котел» ПФР. Таким образом, пенсионная система снова стала распределительной.

При этом те пенсионные накопления, которые уже были сделаны, остаются на индивидуальных счетах россиян. Люди, как прежде, могут делать добровольные взносы и самостоятельно пополнять эти счета.

Кроме того, владельцы пенсионных накоплений могут сами решать, кому доверить управление этими деньгами. Ведь от того, насколько удачно будут вложены пенсионные накопления и какой инвестиционный доход они принесут, будет зависеть размер будущей пенсии человека.

По закону, можно перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или оставить в ПФР. У ПФР есть несколько
(УК), которые предлагают разные инвестиционные стратегии. Можно выбрать любую из них.

Подробнее о том, как устроена пенсионная система, вы можете прочитать
.

Подведем итоги

Формирование пенсионных накоплений важный процесс, от которого зависит благосостояние будущего пенсионера. Поэтому для того чтобы определиться какой вариант пенсионного обеспечения лучше выбрать, необходимо учитывать особенности страховой системы.

  1. Выбирать вариант пенсионного обеспечения вовсе не обязательно. Если Вас устраивает вариант со страховой пенсией то не нужно писать никаких заявлений о переходе.
  2. В системе ОПС по умолчанию каждый человек формирует только страховую выплату. Ваша будущая пенсия на выбор может быть еще и накопительной.
  3. Плюсы и минусы есть у каждого из вариантов ОПС: Главный плюс формирования только страховой пенсии — это стабильность сохранения средств и индексация. Для накопительной — это возможность получения доходов свыше инфляции и наследование средств своим супругам, детям. Минус формирования накопительной пенсии в том, что доходность средств не гарантирована, а застрахована только сумма уплаченных взносов без результата инвестирования.

Выбор пенсии за Вами: страховая или накопительная?

https://youtube.com/watch?v=jhQpjsT75fU

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.