Экономическое воспитание дошкольников — фотоотчёты

Алан-э-Дейл       06.11.2024 г.

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей-дошкольного возраста

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

О. Прокофьева

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Досуг для детей старшей группы (5—6 лет) «Как Наф-Наф пример показал»

Материал и оборудование: домик-копилка, иллюстрация к сказке «Три поросёнка», на которой герои вместе держат копилку, весы, условные деньги из картона; карточки с цифрами от 1 до 8, знаками <, >, =, СБ (сбережения) по количеству детей.

Ход досуга

Воспитатель (В.). Ребята, посмотрите, какой необычный домик. Называют его домиком-копилкой. Что вы можете сказать о жителях этого домика? (Ответы детей.) Правильно, жители здесь необычные — рубли и монеты. Когда деньги входят в домик, получается доход, а когда уходят, то это называется расход.

Послушайте, что в своей сказке «Муха-Цокотуха» сказал о важности сбережения К. Чуковский

А бывает ещё накопление.

Без него проживёшь — нет сомнения.

Но какой же ты будешь бедняк,

Если сносишь последний башмак.

Чтобы лучше и легче жилось,

Чтоб спокойно и сладко спалось,

Поработаем дружно сейчас,

Создадим кое-что про запас.

Воспитатель спрашивает у детей:

  • Для чего нужны копилки?
  • Для чего люди копят деньги?
  • У кого из вас дома естькопилка?

После обсуждения ответов, воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию к сказке «Три поросёнка».

В. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости из сказки, которая называется «Три поросёнка». Вспомните, как их зовут. (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.) Что они вместе держат? (Копилку.) Правильно, они держат копилку и с вашей помощью хотят узнать про свои доходы и расходы.

Игра «Помоги поросятам»

Воспитатель предлагает ситуации, а детям необходимо найти решение. Для этого используются карточки с цифрами и знаками, условные деньги, весы.

1. У Ниф-Нифа доход составил 3 денежки, а расход — 4.

Дети между карточками с указанными цифрами ставят соответствующий знак: 3 < 4; Д < Р. Соотношение доходов и расходов проверяют на весах: на одну чашу кладут 3 условные денежки, на другую — 4. Определяют размер сбережений: СБ = 0. Обсуждают вопросы: остались ли сбережения у Ниф-Нифа? Почему?

2. У Нуф-Нуфа доход составил 4 денежки, расход — тоже 4. Дети устанавливают соответствующие карточки с цифрами и знаками: 4 = 4; сравнивают доход и расход: Д = Р; определяют сбережение: СБ = 0. Правильность ответов проверяется на весах, затем обсуждаются вопросы: имел ли сбережения Нуф-Нуф? Как он вёл своё хозяйство?

3. У Наф-Нафа доход — 6 денежек, а расход — 4. Дети устанавливают соответствующие карточки с цифрами и знаками: 6 > 4; сравнивают доход и расход: Д > Р; определяют сбережение: СБ = 2. Правильность подтверждают с помощью весов, обсуждают вопросы: имел ли сбережения Наф-Наф? Умело ли он вёл домашнее хозяйство? У кого из поросят может находиться домик-копилка?

В. Дети, в чём убедил нас Наф-Наф? (Ответы детей.) Правильно, в том, что деньги надо считать, вести их учёт, чтобы видеть доходы и расходы. Если вы будете удачно планировать расходы, правильно их продумывать, то сможете экономить. У вас получится накопить, сделать сбережения, которые потом вам очень пригодятся, помогут купить то, что нравится.

Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф благодарят вас за помощь и дарят вам домик-копилку.

Т. Дубровская

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Сущность экономического и правового воспитания

Определение 1

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное влияние общества на человека с целью сформировать у него экономические знания, умения и навыки, потребности и интересы, а также прочие социально-психологические качества, а главное – образ мышления экономически воспитанной личности, которые соответствуют природе рынка.

Чтобы увеличить уровень правовой культуры, как целостного общества, так и отдельной личности, необходимо проведение целенаправленной работы государственных и муниципальных органов, которые проводят работу с населением по вопросу формирования у них правосознания, знаний и умений использовать все ценности в правовой сфере, а также жить и работать в соответствии с ними.

Правовое формирование личности – это многосторонний процесс становления правовой культуры личности под влиянием самых разнообразных причин, включая экономические, общественные, политические, идеологические и пр.

Определение 2

Правовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека высокого уровня правовой культуры.

Задачи правового воспитания предполагают формирование:

  • знаний о праве;
  • внутреннего почтения к праву;
  • умения использовать правовые познания в практической деятельности;
  • навыков работы в соответствии правовыми предписаниями.

Правовое воспитание подразумевает наличие структуры компонентов, которыми образован процесс воспитания права. Его ключевые составляющие:

  • субъекты воспитания – представлены государством и его органами с должностными лицами, социальными организациями, отдельными гражданами;
  • объекты воспитания – отдельные индивиды и группы населения – молодежь, военные и пр.;
  • содержание воспитания – предоставление воспитуемым юридического общественного опыта;
  • формы и методы правового воспитания.

В содержательном смысле задачи правового воспитания предполагают необходимость поднять личное или массовое правосознание до уровня правосознания всего общества. Правовая информация и опыт, которые олицетворены нормами права, а правовым воспитанием подразумевается их усвоение.

Правовое воспитание непосредственно связано с политическим и нравственным воспитанием. У человека не будет сформировано почтение к закону, если не будет уважения к государству и окружающим людям, являющимися носителями субъективных прав и свобод.

Следует сказать, что правовое воспитание осуществляется на нескольких основополагающих принципах:

  • взаимосвязь с жизнью и юридической практикой;
  • научность;
  • наглядность;
  • правдивость;
  • ориентация на укрепление законности;
  • выработка познания работающих норм и умение ими пользоваться.

ДЕНЕГ».

Цель: Закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, с помощью системного оператора узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей.

1. Организация: Дети вокруг воспитателя.

Идет обсуждение — что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится? Переход в музей.

2. Организация: Дети подходят к выставке вместе с воспитателем.

На столах лежат разные деньги — бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Рассматривание экспонатов.

— А теперь немного порассуждаем.

Организация: дети садятся на стульчики

Возьмем 1 рубль. Какие еще деньги есть в обращении, из чего состоит рубль?

(копейки)

Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (доллар, марка, франк)

Как называются деньги других стран? (валюта)

Теперь поиграем.

3. Организация: дети в кругу

Игра. Кому передам денежку, тот называет какую-нибудь валюту (доллар, рубль, франк, марка, йена, гривна, юань, фунт стерлингов, лира…)

4. Организация: дети садятся на стульчики

А раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет? Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека..

Организация: мозговой штурм

У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались бусинками-жемчужинами или ракушками. Кто жил в горах — расплачивался камушками или стеклышками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

Организация: дети встают и рассматривают экспонаты музея.

Организация: дети садятся на стульчики

А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.

Физпауза «Моя семья»

5. Современные деньги всегда удобны? А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? (чековые книжки, карточки, СТБ-кард)

Вопрос: характеры у денег разные или одинаковые?

6. Организация: каждый ребенок выступает перед другими

Задание: каждый вытаскивает листочек, на котором написано название валюты. Изобрази валюту.

7. Организация: взаимопроверка за столами

Два человека работают у доски (соедини стрелками валюту и страну). В это время дети работают в парах (решают примеры). Друг другу говорят ответ. Потом проверяют задание у доски.

8. Организация: продуктивная деятельность

   .. 
499 
500
501   ..

Формы, методы и средства правового и экономического воспитания

Правовое воспитание проявляется в нескольких формах:

  • пропаганда права в средствах глобальной информации – журналах, печатных изданиях, радио, телевидении;
  • издание литературы по юридическим темам – популярных листовок, объяснения законов, юридической практики;
  • существование и распространение компьютерных баз «Гарант», «Консультант-плюс», а также распространение правовой информации через интернет;
  • правовое образование людей – изучение законодательства в школах, институтах, техникумах и вузах;
  • профессиональная подготовка специалистов в области права посредством юридических университетов, а также особых курсов повышения квалификации;
  • гласное воплощение юридической практики – законотворческая работы целостного государства и отдельных государственных органов в частности;
  • создание и распространение произведений искусства и литературы, которые посвящены правовым задачам – фильмы, театральные постановки, произведения писателей.

Формы правового воспитания отражают наружную и поведенческую сторону отношений учителя и учащихся, могут быть устными или печатными. Правовое воспитание при этом не может быть сведено только к правовой информированности граждан. Этот процесс более глубинный, относящийся к делам, связанным с пониманием человеческих прав и свобод, положений Конституции и действующих законов.

Определение 3

Методы правового воспитания – это разного рода приемы педагогического, эмоционального и прочего воздействия на воспитуемых. В первую очередь к ним относят убеждение и принуждение, личный пример, одобрение и порицание и пр.

Средства правового воспитания подразделяют на материальные, состоящие из нормативных и правоприменительных актов, актов толкования права, печатных изданий и журналов, и устные – лекции, семинары и беседы. Также необходимо иметь ввиду, что правовая культура – это элемент единой культуры и работает во взаимосвязи с иными сферами, в связи с чем, необходимо поднять уровень культуры всего общества. Особенно важным в данном направлении считают взаимодействие между правовой и нравственной культурой, так как последняя помогает жизнедеятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Экономическое воспитание в условиях социально-экономических изменений, которые сейчас происходят в мире, получает особую актуальность для подрастающего поколения. Оно представляет педагогическую деятельность, направленную на становление и развитие экономической культуры учеников. Экономическая культура подразумевает, что у учеников будут сформированы конкретные моральные и деловые качества, необходимые для будущей их трудовой деятельности: социальная активность, предприимчивость, инициативность, бережное отношение к собственности, ответственность, стремление повысить производительность труда и добиться благосостояния.

Весомый компонент экономической культуры и экономического сознания – знание основного свода законов развития рыночной экономики, принципов увеличения производительности производства, перестройкаиего структуры, улучшения производственных взаимоотношений, совершенствования системы управления и способов ведения хозяйства.

Экономическое воспитание дошкольников

В дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.

Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее – откуда они берутся, и самое последнее – куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей.  Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда. 

Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.

Зачастую воспитатели организовывают совместную творческую или поисковую деятельность детей с родителями. Как пример, можно дать задание найти старинные монеты или купюры либо купюры других государств, описать их историю, а после оформить выставку.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Благодаря этому дети познают сложные экономические закономерности в легкой форме.

Помимо этого, в дошкольных учреждениях каждый день проводятся беседы с обсуждением разных видов труда. Берется любой предмет обихода, и воспитатель рассказывает, каким способом он произведен, кто этим занимается. Дети изучают названия профессий, и с каждым годом этот список расширяется.

В старшем дошкольном возрасте дети должны сами называть “цепочку” появления того или иного предмета.

Обязательно развитие творческих способностей, которые способствуют развитию художественного вкуса, эстетических качеств личности. Разные виды конструирования развивают пространственное воображение, логику, зрительную и моторную память.

После творческого процесса ребенок может оценить результат своего труда и понять, насколько дорогим был бы данный товар, качественно ли он выполнен.

В экономическом воспитании не обходится и без трудового. Детям предлагают дежурить по группе: расставлять тарелки и кружки, следить за порядком в комнатах.  В процессе труда нужно донести воспитанникам, что нет ненужных или плохих профессий. В профессии самое главное – выполнять свою работу правильно. Нужно показать, что было бы без работника обслуживающей сферы и тем более без врачей или учителей. 

Экономическое воспитание происходит на примерах любой сказки – в каждом произведении можно найти связь с экономикой. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни.

Родители и экономическое воспитание детей

Как родители обучают своих чад экономике? В первую очередь, они ведут с ними домашнее хозяйство, позволяя детям вникать в вопросы распределения бюджета. Также взрослые должны рассказать детям, где они работают, в чем состоит суть их профессии, а также на что хватает их зарплаты.

В семье просто необходим совместный труд с детьми, это позволит всем членам семьи больше общаться, а также приучить малыша к ответственности за свою работу, аккуратности и трудолюбию. Также нужно вырабатывать в ребенке бережливость и экономность – эта важные черты делового взрослого человека, которые свидетельствуют о готовности заботиться о других.

Можно вовлекать малыша даже в самые незначительные работы и давать им что-то посильное. Например, в доме сломался шкаф. Ребенка просят помочь его починить. Чадо сможет максимум придержать дверцу, но уже от этого он поймет свою значимость в семье и в дальнейшем ему будет приятно осознавать, что он внес свой вклад в бюджет семьи, сэкономив на покупке нового шкафа.

Гуляя по городу, называйте малышу названия зданий – больница, магазин, школа или парикмахерская. И говорите, кто там работает, в чем заключается суть их профессий. Со временем у ребенка сформируется связь между понятиями труд и деньги.

Делайте покупки вместе с ребенком и при этом всегда обсуждайте важность того или иного приобретения. Объясняйте чаду, что, если вы купите ему очередную сладость или игрушку, то у вас не будет средств на более важные покупки

Формы, методы и средства правового воспитания

Правовое воспитание — трудоемкая и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в форме:

  • пропаганды права в средствах глобальной информации (журналы, печатные издания, радио, телевидение);
  • издания литературы по юридической проблематике (популярные листовки, объяснения законов, юридической практики);
  • существования и распространения компьютерных баз «Гарант», «Консультант-плюс», а также распространения правовой информации через Интернет;
  • правового образования людей — исследования законодательства в общеобразовательных школах, институтах, техникумах и вузах;
  • профессиональной подготовки специалистов в сфере права через юридические университеты, а также особые курсы повышения квалификации;
  • гласного воплощения юридической практики — законотворческой работы государства в целом и отдельных государственных органов в частности;
  • создания и распространения произведений литературы и искусства, посвященных правовым задачам (кинофильмы, театральные постановки, произведения русских и иностранных писателей).

Формы правового воспитания, отражая наружную, поведенческую сторону отношений педагога и воспитуемого, могут быть как устными (лекции, беседы), так и печатными (газеты, книги, баннеры).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

-государственную политику в области
организации экономической деятельности
дошкольных образовательных учреждений;

-источники финансирования дошкольных
образовательных учреждений;

-экономические методы управления
дошкольных образовательных учреждений;

-организационные условия оказания
платных образовательных услуг;

-права дошкольного учреждения на ведение
самостоятельной финансово-экономической
деятельности;

-требования к учету финансовых и
материально-технических средств
дошкольных образовательных учреждений;

-перспективные направления развития
финансово-хозяйственной деятельности;

уметь:

-планировать, организовывать и
контролировать финансово-хозяйственную
деятельность;

-составлять смету расходов на содержание
и развитие дошкольных образовательных
учреждений;

-использовать методы экономического
стимулирования в зависимости от
поставленной цели;

-оформлять
документацию дошкольных образовательных
учреждений, связанную с осуществлением
финансово-хозяйственной деятельности;

-выполнять маркетинговые исследования
с целью сохранения и развития деятельности
образовательного учреждения.

Извлечение из ГОС ВПО по специальности

Основы организации экономической
деятельности дошкольных образовательных
учреждений. Хозяйственный механизм.
Приемы и методы хозяйствования. Формы
и структуры организации экономической
деятельности. Сметное финансирование
и бюджетное нормирование расходов на
дошкольное образовательное учреждение.
Смета расходов как финансовый план
дошкольного образовательного учреждения.
Сметное планирование. Нормативы, расчет
нормативов. Внебюджетные средства
дошкольного образовательного учреждения.
Виды внебюджетных средств. Источники
поступления. Предпринимательство в
образовании. Предпринимательская
деятельность. Бизнес–план. Формы
организации предпринимательской
деятельности. Организация труда и
заработной платы в образовательном
учреждении. Единая тарифная сетка.
Бухгалтерский учет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.