Проблемы, которые придется скоро решать
Все это означает, что у России и Белоруссии впереди много работы. Перенаправление грузопотоков, где объемы исчисляются десятками тонн, – это процесс с организационной и технической точки зрения очень трудоемкий. Однако следует признать, что для его реализации сегодня есть неплохие предпосылки.
Александр Лукашенко предложил правительству Ленобласти совместно построить в регионе терминал, для которого вроде как даже есть «свободные деньги» – сэкономленные $3 млрд от постройки БелЭАС (на нее ушла меньшая сумма, чем планировалось изначально).
Власти Ленобласти, в свою очередь, предложили Белоруссии стать одним из участников проекта постройки терминала в Усть-Луге, где к вводу готовятся крупные мощности по перевалке минудобрений.
Похожие предложения поступали и касательно транзита белорусских нефтепродуктов (от главы российского Минэнерго). Но при этом, как отметил в беседе с Baltnews старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб, практического решения нехватки свободных мощностей пока не найдено.
«Откуда это расширение мощностей для Белоруссии, пока не очень понятно. На начало сентября перевалка тонны груза через российский порт обошлась бы Белоруссии в 2,3 раза, или на 600 российских рублей, дороже, чем через литовский порт. В пересчете на год речь идет о потерях в примерно $60 млн», – заключил Вадим Иосуб.
Что касается перевалки удобрений, то, по мнению эксперта, мощностей для этого сейчас нет. Необходимо или строить новый порт или входить в существующие проекты. Однако за разговорами на эту тему сейчас нет ни расчетов затрат, ни сроков окупаемости, ни будущих тарифов, не говоря об анализе существующей конкурентной среды.
Кроме того, Лукашенко заявил, что хочет потратить на новые терминалы деньги из российского кредита, которые сэкономлены при строительстве Белорусской АЭС. А для этого потребуется, как минимум, согласие российской стороны.
Структура порта
В наши дни государственная портовая организация «Порт Таллина» объединяет пять разных действующих портов города:
- порт Старого города — основной пассажирский порт Эстонии;
- Мууга по праву считается крупнейшим грузовым портом;
- Пальяссааре- небольшой вспомогательный порт;
- Палдиски — грузовой порт, расположенный в пригороде Таллина;
- Порт Сааремаа — находится на острове Сааремаа.
По статистике, средний грузооборот морских перевозок порта Таллина превышает 3 миллиона тонн. А непрекращающийся поток пассажиров, посещающих этот старинный красивый город, превышает 80 тысяч человек в год.
Балтийское море довольно холодное, льды сковывают побережье с января по апрель, однако движение судов не прекращается ни на день. В холодное время в порту всегда наготове ледоколы, помогающие судам пробираться сквозь суровые льды.
Порт Старого города
Этот большой пассажирский порт удобно расположен почти в сердце города. С его причалов до исторического центра Таллина около пятнадцати минут медленным прогулочным шагом. При приближении к порту, с борта лайнера открывается поразительно красивый вид на старый город.
Интересно, что с началом весенней навигации, в гавань заходят не только большие суда, но и маленькие яхты под флагами разных стран. Местные жители любят приезжать сюда и прогуливаться по причалу, наблюдая за небольшими судами и подкармливая птиц.
Этот порт Таллина — по-европейски комфортабельный и просторный. К услугам многочисленных пассажиров три современных терминала для системной посадки и высадки гостей, поэтому сутолоки почти не бывает. Их названия обозначены латинскими литерами- A, B и D. Каждый из них обслуживает суда определенных компаний. Для удобства гостей везде есть уютные кафе и рестораны, а также магазины беспошлинной торговли.
Время работы
Каждый терминал имеет свое отдельное время работы, поэтому перед совершением поездок нужно учитывать и этот фактор.
Терминал А. Открыт и работает ежедневно с 6:00 до 19:30.
Терминал В. Открыт в понедельник, вторник, пятницу и субботу с 6:00 до 19:30, затем открывается в 23:00 и работает до 00:30. Среда четверг с 6:00 до 19:30, затем закрывается на несколько часов и возобновляет свою работу с 23:00 до 00:15. В воскресенье терминал В работает с 6:00 до 19:30, затем снова открывается 21:30 и работает до 23:00.
Терминал D. Открыт с понедельника по пятницу и в воскресенье с 6:00, а закрывается в 01:00. В субботу терминал открыт с 6:00 до 23:00. Кассы на данном терминале имеют свой график работы. Они ежедневно открываются в 6:00, а закрываются 22:30 (кроме субботы), в этот день недели касса закрывается в 20:30.
Терминал A
Терминал B
- Пн-Ср: 06:00-20:30 / 23:00-00:30
- Чт-Сб: 06:00-20:30 / 23:30-01:15
- Вс: 06:00-20:30 / 22:00-23:00
Терминал D
- Пн-Пт: 06:00-01:00
- Сб: 06:00-23:00
- Вс: 06:00-01:00
Добавился транзит нефти
Тем временем в начале августа на клайпедском нефтетерминале ожидают прибытия танкера UMLMA, который доставит 75 тыс. тонн нефти для Белоруссии из США. Это уже вторая партия американской нефти и девятая партия в этом году в целом.
Нефть для Белоруссии поставляется в рамках распоряжения Александра Лукашенко найти альтернативы российскому сырью. Объёмы для общих потребностей Белоруссии достаточно скромные, но всё же значительные для литовского порта. В Литве заявляют, что мощности компании Klaipedos nafta в порту Клайпеды позволяют обеспечить поставки порядка 3 млн тонн нефти в год. Белоруссия при этом закупает порядка 18 млн тонн нефти ежегодно. Литовская госкомпания заключила долгосрочный договор с Белорусской нефтяной компанией ещё в 2016 году. Его срок истечёт в конце 2021 года, однако в Клайпеде надеются на продление.
Американская нефть идёт в Литву из техасского Порт-Нечеса. Кроме сырья из США, в Белоруссию через Литву ранее доставляли нефть с норвежского месторождения Юхана Свердрупа. Словом, дополнительную желанную нагрузку литовский порт получил.
На белорусские НПЗ сырьё доставляют по железной дороге. Ещё один дополнительный подряд уже для государственных Lietuvos gelezinkeliai (LG, «Литовские железные дороги»). Первую партию в 80 тыс. тонн компания доставляла в Белоруссию 2 недели — по 90 вагонов в сутки двумя составами.
Описание и историческая справка
Дирхами
Располагается на карте страны на берегу Финского залива на косе Дирхами, близ одноимённой деревни. Был построен в 1970-х годах и занимает территорию в 44 000 кв. м суши и 65 000 кв. м водной поверхности. Порт имеет 5 причалов с общей длинной более 300 метров.
Максимальная глубина 4,3 метра, что даёт возможность швартоваться суднам длиной до 90 метров.
Один из немногих портов западной Эстонии, практически не сковывающийся льдами зимой. В основном он обслуживает рыболовецкие и торговые судна, а также на его территории расположены яхтенные причалы и пограничный пункт.
Через данный порт осуществляется сообщение с островом Осмуссаар. В порту ведёт работу некоммерческое объединение «Дом рыбаков Дирхами», по его инициативе в 2014 году был создан рыбный центр для хранения и обработки рыбы, а также кафе.
Роомассааре
Находится в одноимённом районе, в городе Курессааре на полуострове Роомассааре. Его построили в 1891-1894 годах, а в 1913 году углубили. Территория порта охватывает 74 000 кв. м земной и 80 000 кв. м водной поверхности. В порту 6 причалов, суммарной протяжённостью 544 метра. Наибольшая глубина 5,5 метров.
Максимальная длина судна для швартовки — 120 метров.
Роомассааре является торговым, рейсовым, а также яхтенным портом.
Силламяэ
Располагается на северо-востоке Эстонии на берегу финского залива, был основан в 2005 году. Его территория более 7, 5 кв. км, а максимальная глубина 16,5 метров, что позволяет принимать любые проходящие по акватории суда.
Порт Силламяэ второй по величине морской порт в Эстонии, он является частным и играет большую роль в транспортной системе и экономике страны. Так же он ближе всего из европейских портов к России и находится в 25 км от границы Нарва-Ивангород.
На территории расположилась собственная железнодорожная станция и автодорога, соединяющаяся с шоссе Таллин-Санкт-Петербург. Порт работает круглогодично и эффективно используется в качестве дистрибьюторского центра для хранения различных грузов и товаров со всего мира.
Силламяэ — свободная Таможенная Зона, что в совокупности с либеральной налоговой политикой Эстонии создаёт выгодную деловую среду не только для международной дистрибуции грузов, но и для производства товаров непосредственно на территории порта. Между Силламяэ и Усть-Лугой открыто регулярное паромное сообщение.
Государственная портовая организация Таллина
Государственная портовая организация города Таллин является одной из крупнейшей в Эстонии и на всём побережье Балтийского моря в целом. Организация объединяет пять действующих портов:
- порт Старого города (он же Пассажирский);
- Мууга (крупнейший грузовой порт);
- Пальяссааре (также грузовой);
- Палдиски и порт Сааремаа.
В общей сложности суммарный грузооборот составляет более 3 миллионов тонн в год.
Мууга
Находится в уезде Харьюмаав, на карте — в северо-центральной части Эстонии, на берегу залива Мууга. Был построен в 1986 году и его территория насчитывает более 5 кв. км суши и 7, 5 кв. км водной поверхности. В порту имеется 28 причалов, общая длина которых составляет более 5 км. Глубина достигает 18 м, а максимальная длина заходящих судов — 300 метров.
Самый крупный и глубоководный грузовой порт Эстонии, он является популярным в Европе, т.к. позволяет принимать все суда, проходящие Датский пролив. В порту Мууга перегружается и складируется нефть и нефтепродукты, а также сборные и насыпные грузы. Благодаря своему удачному местоположению и развитому наземному сообщению (как железнодорожному, так и шоссейному), порт задействован в 90 % транзитных операций с грузами.
Портовое сооружение для пассажирских перевозок в Таллине
Пассажирский порт располагается в центре города и имеет 23 причала, длиной более 4 км. Занимаемая им площадь — 529 тыс. кв. м суши и 759 тыс. кв. м акватории, способной принимать суда до 320 метров в длину.
Навигация начинается весной и в порт заходят не только большие лайнеры, но и маленькие яхты со всего мира.
Прогулки вдоль причалов популярны у приезжих и местных жителей. Данный порт по-европейски комфортабельный и просторный осуществляет сообщение с Финляндией (Хельсинки) и Швейцарией (Стокгольм). К услугам пассажиров три современных терминала для системной посадки, уютные кафе, рестораны, а также магазины беспошлинной торговли.
Порты Эстонии представляют собой современные, перспективные для инвестиций проекты. Основная их задача отгрузка, хранение и дальнейшее распределение зарубежных грузов. Транспортно — логистическая связь продолжает развиваться и привлекать всё более разнообразные мировые компании. Возможности Эстонии в данном кластере успешно представляются на крупнейших выставках и конференциях Китая, Японии, Германии и в других странах.
Ситуация с товарооборотом
В последние годы порты Прибалтики, то есть Литвы, Латвии и Эстонии, переживают не лучшие времена. Снижается их рентабельность, прибыль, товарооборот. Еще в 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что будет делать все для того, чтобы вся без исключения нефть на экспорт шла только через отечественные порты, а не порты Прибалтики, как это было на тот момент. С тех пор данная задача планомерно решалась.
Первый шаг был сделан еще в том же 2002 году, когда были открыты нефтеналивные терминалы в Приморске. Но даже при этом условии заявления главы государства в то время казались мало осуществимыми. Ведь еще с советских времен львиная доля нефти и нефтепродуктов шла через порты Латвии. В общей сложности, на экспорт ежегодно отправлялось около 30 миллионов тонн.
В данный момент ситуация изменилась коренным образом. Уже к 2015 году на все порты Прибалтики пришлось не более 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, в 2016 году эти показатели снизились до 5 миллионов тонн, а в 2018 году практически сошли на нет. Весь нефтяной грузопоток был переориентирован исключительно на отечественные порты, для исправления ситуации с внутренней экономикой, поддержки работодателей и местной инфраструктуры.
Самые загруженные контейнерные порты
Рейтинг в Европе | Порт | город | Страна | Море | 2011 г. | 2012 г. | 2013 | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | % Изменения 2011/2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Порт Роттердама | Роттердам | Нидерланды | Северное море | 11,340 | 11 418 | 11 021 | 11 634 | 11 577 | 11 675 | 12 892 | 13 598 | +19,9 |
2 | Порт Антверпена | Антверпен | Бельгия | Северное море | 8 317 | 8 174 | 8 256 | 8 812 | 9 370 | 9 891 | 10 032 | 10 830 | +30,2 |
3 | Порт Гамбург | Гамбург | Германия | Северное море | 9 035 | 8 891 | 9 302 | 9 775 | 8 848 | 8 929 | 8 860 | 8 741 | -3,3 |
4 | Порт Бремен-Бремерхафен | Бремерхафен | Германия | Северное море | 5 911 | 6111 | 5 822 | 5731 | 5 467 | 5 510 | 5 458 | 5,442 | -7,9 |
5 | Порт Валенсии | Валенсия | Испания | West Med | 4332 | 4 471 | 4328 | 4 407 | 4 609 | 4 693 | 4 814 | 5 169 | +19,3 |
6 | Порт Пирей | Афины | Греция | East Med | 1,681 | 2 815 | 3199 | 3 493 | 3 360 | 3736 | 4 120 | 4910 | +190,7 |
7 | Порт Альхесирас | Альхесирас | Испания | West Med | 3,593 | 4,113 | 3,988 | 4,555 | 4,516 | 4 762 | 4 381 | 4 773 | +32,8 |
8 | Порт Джоя Тауро | Джоя Тауро | Италия | West Med | 3 307 | 3,725 | 3 652 | 3 708 | 3030 | 3796 | 3 391 | 4 005 | +21,1 |
9 | Порт Феликстоу | Felixstowe | объединенное Королевство | Северное море | 3 249 | 3 368 | 3 434 | 4 072 | 4 043 | 4 016 | 4 160 | 3781 | +16,4 |
10 | Порт Барселоны | Барселона | Испания | West Med | 2 006 | 1,745 | 1,717 | 2,056 | 1,950 | 2,225 | 2 998 | 3 442 | +71,6 |
11 | Порт Амбарлы | Стамбул | индейка | East Med | 2 625 | 3024 | 3 318 | 3445 | 3062 | 2,781 | 3,123 | 3170 | +20,8 |
12 | Порт Гавра | Гавр | Франция | Канал | 2,222 | 1,997 | 2186 | 2,433 | 2,560 | 2,480 | 2 799 | 2 866 | +29,0 |
13 | Порт Генуя | Генуя | Италия | West Med | 1,277 | 1,578 | 1,546 | 2014 | 2,079 | 2356 | 2332 | 2,554 | +100,0 |
14 | Порт Саутгемптона | Саутгемптон | объединенное Королевство | Канал | 1,591 | 1,489 | 1,489 | 1,894 | 1,956 | 2,040 | 2 008 | 1,970 | +23,8 |
15 | Порт Синиш | Синусы | Португалия | Атлантический | 447 | 553 | 931 | 1,228 | 1,332 | 1,513 | 1,669 | 1,750 | +291,5 |
16 | Порт Гданьск | Гданьск | Польша | Балтийский | 685 | 933 | 1,189 | 1,232 | 1,041 | 1,559 | 1,473 | 1,736 | +153,4 |
17 | Порт Лондона | Лондон | объединенное Королевство | Северное море | 737 | 687 | 944 | 1,059 | 1,185 | 1,492 | 1,375 | 1,680 | +128,0 |
18 | Порт Мерсин | Мерсин | индейка | East Med | 1 127 | 1,251 | 1,367 | 1,484 | 1,428 | 1,406 | 1,554 | 1,662 | +47,5 |
19 | Порт Ла Специя | Ла Специя | Италия | West Med | 1,205 | 1,181 | 1 207 | 1,262 | 1,579 | 1 605 | 1,612 | 1,653 | +37,2 |
20 | Порт Измит | Измит | индейка | East Med | 508 | 630 | 808 | 899 | 989 | 1,143 | 1,316 | 1,598 | +214,6 |
Есть ряд других крупных портов на Средиземном море и Балтике с уровнями контейнерных перевозок, которые поместили бы их в приведенную выше таблицу 20 лучших, таких как Санкт-Петербург , Россия , но они не включены, поскольку они расположены в странах, которые не вносить вклад в статистику Евростата, на основе которой была составлена таблица.
Терминалы порта
Вход под литерой А связывает Эстонию с Финляндией и Россией. Именно этим терминалом следует воспользоваться, чтобы добраться до Хельсинки из порта Таллина. Сюда же причаливают паромы компании St.Peters Line, связывающие Санкт-Петербург с Таллином, Хельсинки и Стокгольмом.
Терминал В обеспечивает беспрепятственный выход пассажиров, прибывших из Финляндии и России.
Администрация порта утверждает, что в акватории могут одновременно находится суда из более чем пятнадцати стран.
Терминал D пассажирского порта Таллина обеспечивает как посадку, так и выход пассажиров, пользующихся услугами судов компании Tallink Silja. Потому здесь всегда довольно многолюдно.
Контейнерные перевозки
При этом отмечается, что сделать это будет не так просто, как с сырьевыми грузами. В последние годы перевозки контейнеров и автомобилей значительно сократились, чему способствовало несовершенство российского таможенного администрирования и более привлекательные условия для перевалки и хранения в зарубежных портах.
Россия рассчитывает выиграть конкуренцию за транзит китайских грузов за счет реализации проекта «Нового шелкового пути». По мнению экспертов, это единственный способ, чтобы исключить Латвию из этой цепочки. Для этого уже сейчас многое делается, например, оборудован сухой порт на территории Калининградской области. Его строят в индустриальном парке «Черняховск».
История
Еще с древних времен окрестности Палдиски привлекали внимание в качестве гавани. Первые постоянные поселенцы обосновались на островах Пакри и на полуострове в ХIII веке
Если верить легенде, это были шведский принц и его свита. Преимущества Палдиски как гавани для больших судов в полной мере стали использовать в ХVII веке, когда шведский флот превратил эти места в свой опорный пункт.
В политической обстановке, сложившейся после Северной войны, для России стало важно создать военный форпост на северном побережье Балтийского моря. В поисках подходящего места для порта российские военные корабли обследовали всю береговую линию и остановили свой выбор на Палдиски
Перед возможными конкурентами у Палдиски есть три неоспоримых преимущества: его акватория практически не замерзает, очень глубока (что важно для больших судов) и защищена от штормов островами Пакри. В 1718 году Петр I основал в Пакриском заливе военный порт. Возникшее рядом с ним поселение Рогервик в 1762 году окрестили “Балтийский Порт”, от чего и происходит нынешнее название города.
В ХIX веке возросло значение Палдиски как торгового порта. Он стал первыми морскими воротами между Таллинном и Петербургом, особенно зимой, когда морские грузы отправлялись отсюда в крупные города по железной дороге. С учетом благоприятных условий порта, первая железная дорога была открыта в Эстонии 24 октября 1870 г. на участке Палдиски – Таллинн – Нарва – Гатчина. На какое-то время грузооборот возрос настолько, что Палдиски стал по своей значимости третьим торговым портом в России. До Октябрьской революции Палдиски был в России торговым портом общегосударственного значения.
С начала советской оккупации с 1939 года по 1992 год Палдиски, как город, так и в качестве Южного порта Палдиски, представлял собой закрытую территорию военной базы Советского Союза. В ходе вывода советских войск из Эстонии в 1994 году Южный порт Палдиски покинул последний советский военный корабль.
Начиная с 1994 года, Южный порт Палдиски входит в состав АО Таллиннский порт, который находится в собственности государства. В настоящее время Южный порт Палдиски является одним из наиболее быстро развивающихся портов в Эстонии.
История Южного порта Палдиски в период с 1933 по 2013 гг.
Политические риски важнее сиюминутной прибыли
Расстояние от белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до порта Усть-Луги больше, чем до литовского порта Клайпеды или латвийского Вентспилса. По разным оценкам экспертов, в данный момент перевалка светлых нефтепродуктов для белорусской стороны в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. рублей за тонну, а в Клайпеде – почти 500 рублей, что, по сути, почти в два раза дешевле.
Для доставки бензина и других типов нефтепереработки можно использовать российские железные дороги, но даже если РЖД даст скидку в 50%, такие поставки все равно будут обходиться Белоруссии дороже. Можно использовать в реверсном режиме нефтепровод Полоцк – Андреаполь, но тогда придется заниматься переоборудованием этой коммуникации, а это дополнительные расходы.
Есть и еще одна проблема – Белоруссия через порты стран Балтии экспортирует на мировые рынки 6 млн тонн нефти. А ведь есть еще 10 млн тонн калийных удобрений. Очевидно, что российские порты не могут за один день так просто увеличить перевалку грузов на 16 млн тонн.
Но, похоже, Белоруссию такие трудности вообще не пугают. После того как литовское правительство стало активно поддерживать протесты и их вдохновителей в этой стране, балтийская республика для нее объективно стала слишком ненадежным торговым партнером.
Практика сложных отношений Литвы и России после 2014 года показала, как легко и быстро Прибалтика может в угоду идеологии разрывать экономические связи с важнейшим для нее партнером.
Именно поэтому Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко предложил инвестировать в Усть-Лугу и даже совместно построить новый терминал для белорусских грузов.
Как считает политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев, у главы Белоруссии появилась необходимость дистанцироваться от услуг балтийских портов. Во-первых, из-за позиции Литвы, Латвии и Эстонии относительно протестов в стране, во-вторых, из-за обязательств перед Россией – единственной страны, которая, в отличие от остальных, действительно готова развивать с Белоруссией совместные проекты.
«Вполне возможно, что одним из условий недавнего получения Белоруссией кредита в $1,5 млрд от России могло быть сотрудничество с РФ по транзиту», – заключил Вадим Трухачев.
Также он подчеркнул, что главе Белоруссии выбирать не приходится. Деньги нужны экономике его страны. А раз он согласился работать с Россией, нужно выполнять ее условия.
Просто так правительство РФ тратить деньги на соседнюю страну не будет, так никто не делает. Эксперт считает, что России давно пора принудить своего союзника к выполнению обязательств, о которых Белоруссия довольно часто забывает еще с момента войны в Южной Осетии.
Как добраться
Добраться до порта можно множеством различных способов: пешком, автобусом, трамваем, экскурсионным автобусом. Прямо возле порта останавливается рейсовый автобус №2, при этом стоит учитывать, что он проезжает мимо всех трех терминалов. Остановка, на которой нужно выйти, называется Reisisadam.
- Из таллиннского аэропорта есть возможность добраться до порта только рейсовым автобусом №2 или же на такси. Стоит отметить, что данный автобус в аэропорту останавливается прямо возле дверей пассажирского терминала, ровно также, как и в порту, буквально в нескольких метрах от главных ворот. Остановка называется Reisisadam (терминал А и В) и Reisisadam D-terminal (терминал D).
- От автовокзала можно добраться на все том же рейсовом автобусе №2, а еще на трамвае №2. Если человек направляется в порт на трамвае, то ему следует выйти на остановке Linnahall, затем перейти дорогу и немного пройтись назад. Городскими властями было принято решение в окрестностях порта поставить различные указатели, которые ведут к порту. От трамвайной остановки до места назначения около 200 – 300 метров.
- Если же Вы направляетесь в порт от железнодорожного вокзала, тогда необходимо сесть на трамвай №2, и выйти все на той же остановке Linnahall, а затем перейти дорогу и двигаться по указателям.
Порт Мууга
Этот грузовой порт является не только самым крупным в Эстонии, но и самым глубоководным. В районе порта Мууга в Таллине глубина акватории Балтийского моря достигает восемнадцати метров, поэтому это одна из популярных грузовых гаваней в Европе.
На огромной территории находятся 29 причалов, к которым пришвартовываются грузовые суда. Порт способен принять корабли длиной до 300 метров.
Всего в порту насчитывается более пятнадцати терминалов, предназначенных для хранения различных грузов — от зерна и замороженных пищевых продуктов до угля и продукции металлургии. Также есть возможности для перегрузки, хранения нефти и продуктов ее переработки.
Европейские санкции
Решать эти проблемы каждый стал по-своему. Кто-то за счет введения более привлекательных тарифов и улучшения качества работы, некоторые пошли на то, чтобы заставить собственное население расплачиваться за антироссийский курс прибалтийских политиков. Такое мнение, по крайней мере, высказывает большинство отечественных политологов.
Особенно ощутимым это стало после 2015 года, когда Европейский Союз ввел экономические санкции в отношении Российской Федерации. Очевидно, что благополучие прибалтийских приморских городов во многом зависит как раз от благоприятных отношений между Россией и Европой. В данном случае, санкции стали влиять на то, что падение транзита и грузооборота только увеличилось.
Причем сказалось на этом и то, что сами прибалтийские страны, как члены ЕС, были вынуждены поддержать санкции. Яркий пример — эстонский ледокол Botnica. После того, как Эстония поддержала санкции в отношении РФ, он не смог выполнять контракты, заключенные с «Роснефтью». В результате его простой в порту Таллина стал обходиться в убыток государственной казне — 250 тысяч евро каждый месяц.
Немного истории
Еще в IX-X веках использование торгового пути, проходившего через Финский залив, сделало гавань Таллина удобным прибежищем для судов. Прошло много веков, перевозки грузов и пассажиров по морю динамично развивались. Соответственно, увеличивалась и территория порта.
После присоединения Таллина к Российской империи по указу императора Петра I было начато строительство укрепленного военного порта. А установление в 1880 году прямого железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом, способствовало дальнейшему быстрому развитию морского порта Таллина.
За период с 1881 по 1904 годы были сооружены новые набережные из прочного камня, оборудованы надежные волноломы и полностью реконструирован Западный мол. После окончания 1-й мировой войны значение порта было утрачено. Причиной стало разрушение торговых связей с Россией.
Во время бомбежек в Великую Отечественную войну большинство зданий и сооружений порта были разрушены. С 1953 года началась масштабная реконструкция порта, заработали новые терминалы, и появилось много современной транспортной перегрузочной техники. К 1975 году порт города был полностью готов и начал действовать в полную мощность.
Белоруссия наращивает обороты
Одним из ключевых игроков в литовском порту является клайпедский предприниматель Игорь Удовицкий, который совместно с компанией «Беларуськалий» контролирует Biriu kroviniu terminalas (BKT, терминал насыпных грузов) и Nemuno terminalas (этот терминал Удовицкий контролирует вместе со своей супругой Ольгой). Объединение терминалов в конце 2019 года стало отдельной темой правительственного обсуждения. В парламентской оппозиции обеспокоились, что наращивание мощностей может угрожать национальной безопасности. Но, с другой стороны, создающаяся монополия сулит и рост грузооборота белорусского транзита.
При объединении и модернизации потенциал BKT вырастет с 12 млн тонн грузов в год до 16 млн тонн. «Это именно тот объём, который предполагается экспортировать из Белоруссии в 2024–2025 годах. Если мы этого не сделаем, дополнительные объёмы калийных удобрений будут перенаправлены в другие порты», — пояснил прибалтийскому новостному агентству BNS Удовицкий.
Кроме того, по его словам, для обеспечения гарантированного транзита причалы под номерами 101–106 должны быть углублены до осадки 15,5 м. Это позволило бы BKT загружать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Другими словами, никаких, даже малейших, признаков того, что Белоруссия планирует уходить из Литвы, нет. Всё только строится да расширяется.
Добавился транзит нефти
Тем временем в начале августа на клайпедском нефтетерминале ожидают прибытия танкера UMLMA, который доставит 75 тыс. тонн нефти для Белоруссии из США. Это уже вторая партия американской нефти и девятая партия в этом году в целом.
Нефть для Белоруссии поставляется в рамках распоряжения Александра Лукашенко найти альтернативы российскому сырью. Объёмы для общих потребностей Белоруссии достаточно скромные, но всё же значительные для литовского порта. В Литве заявляют, что мощности компании Klaipedos nafta в порту Клайпеды позволяют обеспечить поставки порядка 3 млн тонн нефти в год. Белоруссия при этом закупает порядка 18 млн тонн нефти ежегодно. Литовская госкомпания заключила долгосрочный договор с Белорусской нефтяной компанией ещё в 2016 году. Его срок истечёт в конце 2021 года, однако в Клайпеде надеются на продление.
Американская нефть идёт в Литву из техасского Порт-Нечеса. Кроме сырья из США, в Белоруссию через Литву ранее доставляли нефть с норвежского месторождения Юхана Свердрупа. Словом, дополнительную желанную нагрузку литовский порт получил.
На белорусские НПЗ сырьё доставляют по железной дороге. Ещё один дополнительный подряд уже для государственных Lietuvos gelezinkeliai (LG, «Литовские железные дороги»). Первую партию в 80 тыс. тонн компания доставляла в Белоруссию 2 недели — по 90 вагонов в сутки двумя составами.
Остальная Прибалтика угасает
Пандемия COVID-19, прерванные связи между Европой и Азией повлияли и на литовский порт. Первое полугодие он закончил с падением на 6,6%, но это самый низкий показатель в Прибалтике. В Рижском порту перевалка грузов упала на 25,2%, в Лиепае — на 22,7%, а в Венспилсе — на 41%. Падение фиксируют и в портах Эстонии, где в прошлом году радовались росту. В среднем на восточном побережье Балтийского моря грузооборот сократился на 7%.
Латвийские и эстонские порты во многом зависят от транзита российских грузов, который с развитием портов под Петербургом планомерно сокращается. Грузы стараются перенаправить в Усть-Лугу, Приморск, Большой порт Санкт-Петербурга, растут показатели Высоцка. В первом полугодии заметное сокращение среди российских портов наблюдалось только в Выборге. В Усть-Луге — сокращение только на 1%, в Санкт-Петербурге — на 0,7%.
Внимательнее всего в Прибалтике смотрят на Приморск. Если к 2024 году там будет построен универсальный комплекс, способный переваливать 70 млн тонн грузов в год, то это «похоронит порты Латвии и Эстонии», из которых российские грузы уйдут окончательно, писала в марте этого года газета Klaipeda.
Тогда в Литве, Латвии и Эстонии и начнётся самая ожесточённая борьба за белорусский транзит.
Михаил Киселёв
Все статьи автора
30 июля 2020, 17:47
6284
Эта тема закрыта для публикации ответов.