Литература

Контакты

Россия

Адрес: Санкт-Петербург (г), Растрелли пл, д. 2, лит. А
Район: Центральный
Ближайшее метро:

Маяковская (2,778км)

Новочеркасская (2,592км)

Площадь Восстания (2,572км)

Площадь Ленина (1,999км)

Чернышевская (1,745км)

+7 (800) 100-1111

(звонок бесплатный)

Часы работы:ПН-ЧТ с 09:30 до 17:00,
ПТ с 09:30 до 16:00

Дополнительный офис №3 Банк Россия: Санкт-Петербург ЗАО ГК Астория
, Морская Б. ул, 39

Район:Адмиралтейский
Ближайшее метро:

Адмиралтейская (0,464км)

Садовая (0,879км)

Сенная Площадь (0,914км)

Спасская (0,925км)

Невский Проспект (1,029км)

Дополнительный офис №9 Банк Россия: Санкт-Петербург здание ЗАО ПетербургРегионГаз
, Конногвардейский б-р, 17

Район:Адмиралтейский
Ближайшее метро:

Адмиралтейская (1,006км)

Садовая (1,382км)

Спасская (1,452км)

Сенная Площадь (1,459км)

Василеостровская (1,476км)

Дополнительный офис №2 Банк Россия: Санкт-Петербург на территории дилерского центра по продаже автомобилей Аларм моторс
, Выборгское ш, 23

Район:Выборгский
Ближайшее метро:

Проспект Просвещения (1,698км)

Парнас (1,715км)

Озерки (2,641км)

Дополнительный офис №7 Банк Россия: Санкт-Петербург на территории дилерского центра по продаже автомобилей ТДВ-Авто
, Коммуны ул, 16

Район:Красногвардейский
Ближайшее метро:

Проспект Большевиков (3,273км)

Ладожская (3,758км)

Улица Дыбенко (4,096км)

Дополнительный офис №6 Банк Россия: Санкт-Петербург на территории дилерского центра по продаже автомобилей Аларм моторс
, Маршала Жукова пр-кт, 51

Район:Красносельский
Ближайшее метро:

Автово (3,431км)

Ленинский Проспект (3,071км)

Проспект Ветеранов (2,13км)

Дополнительный офис №10 Банк Россия: Санкт-Петербург помещение 1-Н
, Добролюбова пр-кт, 16

Район:Петроградский
Ближайшее метро:

Адмиралтейская (1,99км)

Василеостровская (1,248км)

Горьковская (1,512км)

Чкаловская (1,216км)

Спортивная (0,261км)

Дополнительный офис №4 Банк Россия: Санкт-Петербург на территории дилерского центра по продаже автомобилей Аларм моторс
, Савушкина ул, 108

Район:Приморский
Ближайшее метро:

Старая Деревня (0,819км)

Крестовский Остров (1,57км)

Дополнительный офис №5 Банк Россия: Санкт-Петербург на территории гостиницы Новотель
, Маяковского ул, 3-А

Район:Центральный
Ближайшее метро:

Владимирская (0,655км)

Гостиный Двор (1,123км)

Достоевская (0,651км)

Маяковская (0,157км)

Площадь Восстания (0,399км)

Нашли ошибку в описании Россия? Пожалуйста,
сообщите нам

Воронцовский дворец

Кроме площади Растрелли в Санкт-Петербурге, известный архитектор создал и красивые дворцовые ансамбли. Воронцовский дворец расположен на Садовой улице напротив Гостиного двора. Его строительство было с 1749 по 1757 года. Заказчиком был канцлер М. И. Воронцов.

Дворец выполнен в стиле барокко, и он выделяется роскошным, величественным фасадом и такой же великолепной и пышной отделкой интерьеров. Внутри большое количество залов и других помещений. Воронцовский дворец украшен лепниной, резьбой и другими декоративными элементами, которые являются характерными для барокко.

Строительство такого роскошного дворца потребовалось большое количество денег. И в 1763 году граф Воронцов отдал его российской казне. Когда на престол взошел Павел I, то дворец был передан Мальтийскому ордену. С 1810 по 1918 года был размещен Пажеский корпус, а в 1955 году – Суворовское военное училище. Также частью дворцового ансамбля является Мальтийская капелла.

Растреллиевский стиль

Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко». В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки».


Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у (3). 1750-е гг.

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение).

Примечания

  1. архитекторы, работающие в Швеции
  2. Инна Соболева. Утраченный Петербург. 2012
  3. Этот титул официально не был признан в Российской империи. После смерти Анны Иоанновны было устроено дознавательство, на каком основании Растрелли именует себя графом. Архитектор предоставил документы о том, что его отец при содействии папского нунция Ф.-А. Гуатерио приобрёл графский титул у ватиканского двора в 1704 году.
  4. ↑ Б. Р. Виппер. Архитектура русского барокко. Москва: Наука, 1978. Стр. 67, 71, 80, 91.
  5. На возведение Строгановского дворца ушло всего шесть недель.
  6. Статья о Растрелли в Большой советской энциклопедии.
  7. Дворец в Мраморном переулке (дом 1) позднее принадлежал П. М. Скавронскому, был расширен по проекту Л. Руска в начале XIX века и полностью перестроен К. К. Рахау в 1875-77 гг. для И. Ф. Громова.

История создания

В описании площади Растрелли указано, что она интересна туристам благодаря красивому архитектурному ансамблю. Он состоит из Смольного собора и здания Смольного (в нем расположена городская администрация), который находится рядом. Собор был построен на месте «Смольного дома» – там провела свои юные годы Елизавета.

Такое название появилось со времен Петра I, потому что тогда в нем готовили смолу для строительства кораблей. Строительство собора началось в 1748 году, а закончил его архитектор Стасов в 1835 году. Это здание выполнено в стиле русского барокко. Оно бело-голубого цвета с добавлением позолоты и имеет величественный вид.

Для внутренней отделки использовали мрамор, главный зал украшает балюстрада из хрусталя, три красивых иконостаса, а кафедра украшена изящной резьбой. Екатерина Великая при соборе открыла Смольный институт, в котором обучали девушек из дворянских семей. В 1917 году в этом институте был революционный штаб. В 1990 году Смольный собор получил статус выставочно-концертного зала.

Церковное убранство

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей.
В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

Сохранившиеся постройки

# Изображение Название Расположение Дата
1 Рундальский дворец ПилсрундалеЛатвия Латвия 1736—17401764—1767
2 Митавский дворец ЕлгаваЛатвия Латвия 1738—17401763—1772
3 Большой Петергофский дворец ПетергофРоссия Россия 1747—1756
Церковь Большого Петергофского дворца ПетергофРоссия Россия 1747—1751
4 Андреевская церковь КиевУкраина Украина 1748—1767
5 Смольный собор Смольный монастырь,Санкт-ПетербургРоссия Россия 1748—1764
6 Воронцовский дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия 1749—1757
7 Большой Екатерининский дворец Царское СелоРоссия Россия 1752—1756
8 Павильон «Грот» Царское СелоРоссия Россия 1753—1757
9 Павильон «Эрмитаж» Царское СелоРоссия Россия 1744—1754
10 Царский дворец КиевУкраина Украина 17521870
11 Строгановский дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия 1753—1754
12 Зимний дворец Санкт-ПетербургРоссия Россия 1754—1762

В источниках XIX и начала XX веков Растрелли приписывались едва ли не все парадные постройки елизаветинского правления — вплоть до зданий в таких провинциальных городах, как Ярославль и Ахтырка. Иногда эти утверждения некритично воспроизводят в современных краеведческих изданиях.

Краткая биография зодчего

В Санкт-Петербург Франческо Растрелли прибыл в 1715 году вместе со своим отцом. Их талант не оценили по достоинству в Италии, поэтому они отправились во Францию, где работали при дворе Людовика XIV. Когда французского короля не стало, Франческо, как и многие другие, остался без заказов. Тогда он и познакомился с русским дипломатом Зотовым. Ему было поручено искать за границей талантливых людей, и таким оказался Растрелли.

Знаменитый зодчий создал много прекрасных архитектурных творений. Расцвет его творчества был в период царствования Елизаветы I. Свои творения он выполнял в стиле барокко, что и придало архитектурному облику города такой роскошный вид. Его главные творения – это дворцы в Петергофе и Царском Селе, а также Зимний и Строгановский дворцы, Смольный собор, в честь которого и была названа площадь. Позже ее назвали в честь знаменитого архитектора.

Строгановский дворец

Еще одно из известных творений Растрелли – это Строгановский дворец, который является старейшим из его зданий. Его строительство шло с 1753 по 1754 год. Растрелли в качестве основы использовал уже построенные ранее конструкции.

Из творений зодчего в Строгановском дворце сохранились:

  1. Большой зал.
  2. Парадный вестибюль.

Потом дворцовый ансамбль переделывали другие архитекторы. Строгановский дворец является образцом русского барокко. С 1988 года это здание принадлежит Русскому музею, там и расположен один из его филиалов.

Площадь Растрелли – одна из петербургских достопримечательностей, которая дает возможность ощутить величие Северной столицы России. Это образец роскошного пышного стиля, который делал городской облик более праздничным. Также вам нужно ознакомиться и с другими творениями талантливого архитектора, ведь многие из его зданий являются главными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Некоторые дворцовые ансамбли переделывали другие архитекторы, потому что менялась мода. Но в большинстве творений сохранились отличительные черты елизаветинского или растреллиевского барокко. У гостей Санкт-Петербурга есть прекрасная возможность увидеть, как менялся городской облик в разные исторические эпохи и восхититься талантом архитекторов.

Особенности архитектурного стиля

Растрелли творил в стиле русского барокко – так называется архитектурное направление, которое сформировалось в Российской империи в конце XVII-XVIII веков. Было несколько его разновидностей, и Ф. Б. Растрелли воплощал направление елизаветинское барокко.

Эта разновидность барокко была сочетанием петровского и московского течений с североитальянскими нотками. Так как Растрелли был самым известным и крупным его представителем, оно получило другое название – «растреллиевское». Отличительной его чертой стала величественная архитектура, которая должна была прославлять Российскую империю. Франческо Бартоломео были свойственны большой размах построек, роскошное декорирование, использование двух или трех цветов для покраски фасада с добавлением золота.

Архитектурный стиль Растрелли можно охарактеризовать как праздничный мажорный. И он повлиял на все русское искусство середины XVII века. Именно в тот период были построены самые величественные дворцовые комплексы Санкт-Петербурга и другие городские здания.

История названий

Площади Растрелли меняли название несколько раз. Самое первое ее название – Смольная, потому что она находится рядом со Смольным собором. В 1864 году ее стали называть Мариинская площадь – в честь императрицы Марии Федоровны. Это было сделано, потому что находящийся там собор и другие ближайшие учреждения находились под ее покровительством.

Вместе с тем появилось и другое название – Екатерининская. Такое название пошло от одноименной улицы. Она получила свое наименование по церкви Святой Екатерины. Потом она стала частью Шпалерной улицы. Это название использовали чаще, а после 1884 года оно стало официальным.

Затем в 1923 году эту петербургскую достопримечательность переименовали в площадь зодчего Растрелли. Она была названа в честь известного мастера, который создал много великолепных творений в Санкт-Петербурге. А в 1929 году достопримечательность получила современное название – площадь Растрелли.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.