Указание цб рф от 14.08.2008 n 2054-у

Алан-э-Дейл       19.09.2022 г.

Функционирование кассы внутри предприятия

Касса является важной структурной составляющей любой коммерческой организации. Данная аппаратура обладает всеми нужными ресурсами и техническими возможностями для обеспечения:

  •  Приема денег и их выдачи при соблюдении действующих законодательных норм;
  •  Создания платежной документации при соблюдении законодательной и нормативной базы;
  •  Полной сохранности денег, а также платежной документации, формируемой в результате проведения финансовых сделок;
  •  Выполнения работником его прямых функций, прописанных в трудовом соглашении, заключенным между ним и работодателем.

Исходя из этого, работодатель возлагает на работника, работающего с кассовой аппаратурой, определенные обязательства и функции, касающиеся обеспечения нормальной работы предприятия, с точки зрения финансовых расчетов, а также материальную ответственность за сохранность наличности.

Функционирование кассового аппарата может регулироваться как законодательными актами, так и отдельными распорядительными внутриорганизационными документами, составленными согласно нормам действующего законодательства. Все предписания такой документации должны касаться:

  •  Упорядочивания денежных средств, а также их целевого использования сотрудником, работающего с кассовым аппаратом;
  •  Осуществление разного рода процедур, касающихся проведения проверок соблюдения законодательных норм и внутреннего порядка организации со стороны сотрудника, работающего с кассовой аппаратурой.

При рассмотрении отдельных внутриорганизационных норм, затрагивающих процесс работы с кассовыми аппаратами и их взаимодействием с сотрудниками, зачастую на предприятиях используют две основные нормы:

1. Регулирующие подотчетную выдачу средств в качестве денежного обеспечения сотрудника, отправленного в рабочую командировку.

Подобные нормы могут затрагивать следующие аспекты:

  •  Формирование конкретного списка документации, позволяющей выдавать денежные средства под отчет;
  •  Схему возвращения денежных средств сотрудником при его возвращении на работу с командировки.

2. Нормы, регламентирующие систему перемещения денег на банковские счета организации.

В этом случае нормы могут устанавливать следующие условия:

  •  Лимит по количеству денежных средств, остающихся на счетах организации в банке;
  •  Схему обработки полученной выручки внутри организации;
  •  Систему передачи наличных денежных средств в банк, занимающийся обслуживанием организации.

3. Нормы, касающиеся использования контрольно-кассового оборудования на предприятии.

Такие нормы могут касаться следующих аспектов:

  •  Системы использования контрольно-кассового оборудования;
  •  Существующего порядка использования контрольно-кассового оборудования согласно действующим нормам российского законодательства;
  •  Порядок сотрудничества плательщика налогов и государственных контролирующих органов при осуществлении проверки контрольно-кассовой аппаратуры.


Современный кассовый аппарат с POS-терминалом

4. Нормы, касающиеся формирования документации о проведении кассовых операций.

В рамках действующего законодательства вся информация о подобных операциях может храниться как в унифицированных бумагах, так и в электронном или бумажном виде в разработанном внутри предприятия формате

Руководству организации важно следить за правильным использованием этой документации сотрудниками, работающими с контрольно-кассовой аппаратурой

В некоторых нормирующих положениях локального характера могут быть регламентированы нормы, касающиеся использования валют иностранных государств при осуществлении разного-рода операций с кассами.

Зачастую операции с кассовым оборудованием предполагают прием организацией финансов в формате наличных денег от клиентов в качестве платы за предоставленную услугу или проданный товар. В случае проведения таких финансовых расчетов в некоторых ситуациях действующее законодательство может накладывать требования об использовании кассовой аппаратуры.

Кассовые документы

Первичные документы по движению наличности – приходный кассовый ордер (далее – ПКО) и расходный кассовый ордер (далее – РКО).

Это основа для ежедневного оформления Кассовой книги, куда заносится каждый ПКО и РКО.

В ПКО и РКО вносить исправления не разрешается.

Перечисленные документы можно не использовать СМП и ИП.

По итогу операционного дня рассчитывается сумма остатка по Кассовой книге, которая обязательно сверяется с фактическими денежными средствами. Кассовая книга проверяется главным бухгалтером (другим должностным лицом) на соответствие первичным документам, о чем делается пометка.

Если движения наличности не было, листы Кассовой книги не заполняются.

Прием наличности в кассу оформляется ПКО.

Кассиру необходимо проверить:

  1. Правильность заполнения ПКО на наличие всех обязательных реквизитов.
  2. Присутствие подписи главного бухгалтера (другого уполномоченного лица).
  3. Соответствие суммы, отраженной в ордере цифрами и прописью, а также сумме денежных средств, фактически сданных в кассу путем пересчета.
  4. Наличие приложенных к ПКО документов.

Необходимо принимать наличные так, чтобы вноситель мог свободно видеть все действия кассира.

В случае, если сумма внесенной наличности соответствует сумме в ПКО, кассир подписывает ордер, делает отметку в левой и правой части ордера «Получено» и отдает вносителю квитанцию.

В случае же, если сумма не совпадает с суммой в ПКО, кассир возвращает излишнюю сумму, либо предлагает довнести необходимую сумму в кассу. В ситуации, когда вноситель отказывается выполнить указанные действия, ПКО составляется на фактически полученную сумму средств.

Наличные средства выдаются на основании расчетно-кассовых документов:

  • РКО;
  • расчетно-платежных ведомостей;
  • платежных ведомостей;

При поступлении вышеуказанных документов необходимо проверить:

  1. Правильность заполнения всех реквизитов.
  2. Присутствие подписи главного бухгалтера (уполномоченного должностного лица).
  3. Соответствие суммы, отраженной в РКО цифрами и прописью.
  4. Наличие приложенных документов.

Выдача наличности производится получателю по паспорту или доверенности. Если получение зарплаты осуществляется по доверенности, в ведомости напротив ФИО необходимо поставить отметку «По доверенности». Оригинал доверенности приложить к кассовым документам.

Если доверенность предназначена для нескольких выплат, необходимо сделать копии для приложений. Оригинал необходимо хранить в кассе, при истечении срока действия – приложить к кассовым документам.

Последовательность действий при выдаче наличности из кассы:

  1. Кассир подготавливает необходимую сумму.
  2. Передает получателю РКО для заполнения суммы прописью, даты получения и подписи.

Необходимо пересчитывать денежную наличность так, чтобы за действиями кассира можно было наблюдать.

После проставления суммы прописью, подписи и даты, и передачи денег получателю, претензии по недостачи денежных средств не принимаются. По завершении процесса кассир подписывает расчетно-кассовые документы, ставит отметку «Оплачено».

Нормативно — правовые акты по кассовым операциям

  • Лист ДПАУ від 01.07.2010 р. N 13036/7/23-7017/769 «Про штрафні санкції за проведення розрахунків через незареєстрований РРО»
  • Лист ДПАУ від 24.12.2009 р. N 13432/6/23-7015/1445 «Щодо застосування штрафних (фінансових) санкцій до суб’єктів господарювання за невиконання щоденного друку фіскальних звітних чеків або їх незберігання в книзі обліку розрахункових операцій «
  • Лист ДПАУ від 25.12.2009 р. N 13499/5/23-7015/1470 «Щодо порядку проведення розрахунків при отриманні від замовника готівкового завдатку за організацію та обслуговування банкету «
  • Лист ДПАУ від 27.04.2011 р. N 7966/6/23-7015/515 «Про штрафні санкції у випадку пред’явлення підзвітною особою товарного чека»
  • Лист ДПАУ від 05.05.2010 р. N 8795/7/23-7017/538 «Роз’яснення з питань оприбуткування готівки»
  • Лист ДПАУ від 15.09.2009 р. N 9112/6/23-7015/846 «Щодо обмеження граничної суми готівкових розрахунків між суб’єктами господарювання за сільськогосподарську продукцію»
  • Лист НБУ від 05.01.2007 р. N 11-115/23-75 «Щодо можливості видачі у відособлених виробничих підрозділах підприємства заробітної плати іншими, крім касирів, особами «
  • Лист НБУ від 11.04.2006 р. N 11-113/1277-3888 «Щодо питань стосовно терміну видачі з каси підприємства коштів одержувачам аліментів, які не є працівниками підприємства, а також термінів зберігання в касі підприємства готівки (понад встановлений ліміт каси) для видачі позики його працівникам «
  • Лист НБУ від 26.06.2003 р. N 11-113/1424 «Щодо правомірності застосування обмежень при розрахунках готівкою між комісіонером і комітентом за реалізовані за договором комісії товари»
  • Лист НБУ від 19.05.2006 р. N 11-113/1875-5345 «Щодо встановлення ліміту каси на торговельному підприємстві, що має декілька відокремлених підрозділів»
  • Лист НБУ від 19.05.2006 р. N 11-113/1903-5427 «Щодо перерахунку встановленого ліміту залишку готівки в касі «
  • Лист НБУ від 22.06.2006 р. N 11-113/2351-6538 «Щодо ведення касових операцій у національній валюті в Україні»
  • Лист НБУ від 18.07.2006 г. N 11-113/2701-7507 «Относительно практического применения отдельных требований Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине»
  • Лист НБУ від 16.07.2009 р. N 11-113/2969-13480 «Про адміністративні правопорушення за порушення правил ведення касових операцій «
  • Лист НБУ від 21.08.2008 р. N 11-113/3389-11406 «Про видачу готівкових коштів під звіт або на відрядження «
  • Лист НБУ від 16.10.2007 р. N 11-113/3889-10550 «Щодо врахування готівкових внесків до статутного капіталу при розрахунку ліміту каси підприємства»
  • Лист НБУ від 22.11.2005 р. N 11-113/3961-11591 «Щодо документального оформлення касових операцій фізичною особою — підприємцем «
  • Лист НБУ від 09.08.2010 р. N 11-110/4073-13707 «Щодо практичного застосування листа Державної податкової адміністрації України від 05.05.2010 р. N 8795/7/23-7017/538 щодо роз’яснення з питань оприбуткування готівки, за основу якого взято лист Національного банку України від 16.04.2010 р. N 11-110/2010-6116»
  • Лист НБУ від 06.02.2008 р. N 11-113/423-1352 «Стосовно ведення касової книги відокремленим підрозділом «
  • Лист НБУ від 22.11.2006 р. N 11-115/4301-12445 «Щодо застосуванням окремих вимог Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні»
  • Лист НБУ від 07.10.2010 р. N 11-113/4995-17406 «Щодо ведення касової книги відокремленими підрозділами підприємства «
  • Лист НБУ від 01.12.2009 р. N 11-113/5438-22292 «Щодо доцільності перегляду ліміту залишку готівки в касі»
  • Лист НБУ від 14.02.2007 р. N 11-213/599-1576 «Щодо відліку перших трьох місяців роботи підприємства при визначенні ліміту каси «
  • Лист НБУ від 27.12.2010 р. N 13-122/6811-23632 «Щодо питання порядку встановлення ліміту залишків іноземної валюти в касі суб’єкта господарської діяльності»
  • Лист НБУ від 23.02.2007 р. N 11-113/726-1968 «Щодо застосування вимог Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні «
  • Лист НБУ від 26.02.2007 р. N 11-113/731-1992 «Щодо надання роз’яснення стосовно порядку розрахунку ліміту залишку готівки в касі підприємства»
  • Лист НБУ від 29.02.2008 р. N 11-113/818-2372 «Щодо щодо порядку розрахунку ліміту залишку готівки в касі підприємства «
  • Лист ДКСУ від 27.11.2006 р. N 14/2-25/89 «Щодо прибуткового касового ордера»

Использование ККМ в 2020 году

У экономических субъектов внедрение онлайн-касс происходит поэтапно. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290, с 01.02.2017 новую контрольно-кассовую технику допускается использовать только через оператора фискальных данных.

С 01.07.2017 наступила обязанность применять только новую ККМ, то есть с этой даты прекращена регистрация контрольно-кассовой техники в порядке, установленном старой редакцией закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. от 08.03.2015). Переход происходил в несколько этапов. И сейчас почти все организации и ИП, работающие с наличностью, должны применять онлайн-ККТ. В соответствии с правилами ведения кассовых операций, в 2020 году ККМ вправе не применять компании, осуществляющие деятельность:

  • поименованную в п. 2 ст. 2 54-ФЗ;
  • в отдаленных и труднодоступных местах;
  • в области религиозных обрядов и церемоний, по продаже предметов религиозного культа;
  • аптечные организации в сельской местности;
  • по предоставлению парковочных мест на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • платных услуг библиотечного дела;
  • прием наличности за коммунальные услуги;
  • образовательные услуги населению;
  • предоставление услуг в сфере физической культуры и спорта;
  • оказание услуг центрами культуры и творчества.

Для наглядности представим поэтапный порядок реализации новой редакции закона № 54-ФЗ в виде блок-схемы.

На сегодняшний день существуют уже более 100 моделей онлайн-касс, а действующие ОФД обеспечивают передачу данных с касс в ОФД, ФНС и ЕГАИС. С актуальным реестром ККТ можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

По закону 54-ФЗ, оператор фискальных данных обязан:

  • хранить, обрабатывать и защищать от модификации фискальные данные, обеспечивая их конфиденциальность;
  • передавать фискальные данные из ККМ в ФНС;
  • отправлять покупателю чек в электронном виде и обеспечивать возможность онлайн-проверки чека.

По каждой онлайн-кассе ОФД собирает и актуализирует массу параметров: время открытия и закрытия смены, сумму наличных, средний чек и т. д. А значит, любую точку продаж теперь есть возможность проверить через интернет за считанные минуты. Кроме того, встроенные сервисы некоторых ОФД позволяют не только хранить полученные данные, но и формировать различные отчеты.

  • отвечать в трехдневный срок на поступившие через личный кабинет запросы ИФНС;
  • сообщать о неприменении КК-машин или в трехдневный срок со дня устранения выявленных нарушений при ее использовании;
  • сообщать о своем согласии или несогласии с поступившими от ИФНС данными о выявленных нарушениях в течение одного рабочего дня.

Передаваемые сведения необходимо подписывать усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (ЭЦП). После получения такого сообщения ИФНС должна подтвердить факт получения, разместив в кабинете КК-машин квитанцию о приеме. Информация и документы могут быть переданы и на бумажном носителе в налоговые органы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИМИТА ОСТАТКА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

I. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

L = V * N_c ;
P

где:

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги обособленными подразделениями, за исключением случая, установленного в абзаце втором пункта 1.2 настоящего Положения);

Р — расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя);

N_c — период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы N_c определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня N_c равен трем рабочим дням. При определении N_c могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

II. При отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

L = R * N_n ;
P

где:

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

R — объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, установленного в абзаце втором пункта 1.2 настоящего Положения);

Р — расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя);

N_n — период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней.

Ответственность за ведение кассовых операций с нарушениями

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной. Сроки привлечения к ней (ст. 4.5 КоАП РФ):

  • 2 месяца — за правонарушения, не связанные с ККТ;
  • 1 год — за нарушения в работе с ККТ (с 15.07.2016).

Важно! КонсультантПлюс предупреждаетЭтот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст

4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать…Подробнее о нюансах течения срока давности по штрафам за ККТ читайте в К+. Это можно сделать бесплатно.

Своевременно выявленное нарушение приведет к достаточно высоким штрафам, поскольку законом № 290-ФЗ с 2016 года штрафы за нарушение кассовой дисциплины, а точнее ответственность за неприменение ККТ, серьезно увеличены. Административная ответственность за неприменение ККТ влечет за собой:

  • штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП).

Если организация или ИП попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:

  • дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
  • приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2020-2021 годах в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и перерегистрации предусматривается ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 1500 до 3 000 руб. для должностных лиц;
  • предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Закон № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;
  • введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.

Но даже если в момент проведения проверки кассовой дисциплины ИНФС не сможет привлечь нарушителя к ответственности в виде административного штрафа (из-за истечения срока давности), радоваться не стоит. Обнаружение нарушений в применении ККТ послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке. Однозначный интерес налоговиков вызовут неполнота и несвоевременность оприходования выручки, а также выявление несоответствий документальных и фактических остатков денег в кассе.

Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

Правила оформления кассовых операций с 1 января 2012 года

С 1 января 2012 года кассовые операции оформляют на основе следущих документов, входящих в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93:

  1. Кассовая книга (форма 0310004) для обобщения информации о кассовых операциях компании.

  2. Приходный ордер (форма 0310001) для оформления поступления в кассу наличных денег.

  3. Расходный ордер (форма 0310002) для оформления выдачи из кассы наличных денег.

  4. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005) для учета движения наличности между старшим кассиром и остальными кассирами организации в течение рабочего дня.

  5. Расчетно-платежная ведомость (форма 0301009) для учета отработанного времени, начислений, удержаний и выплат работникам компании.

  6. Платежная ведомость (форма 0301011) для учета выданной работникам зарплаты и других выплат.

Т.е. как и раньше приходные и расходные операции оформляются кассовыми ордерами, только их привычные номера унифицированных форм заменены на цифровые коды форм документов, приведенные в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 01193.

Некоторые применявшиеся ранее формы, больше не нужны. Например, остался в прошлом журнал регистрации приходных и расходных ордеров КО-3. Раньше по окончании рабочего дня кассир должен был передавать в бухгалтерию второй (отрывной) экземпляр листа кассовой книги с приложением соответствующих кассовых ордеров и других документов. Теперь этого делать не нужно. По какой форме должны составлять авансовые отчеты работники компании, Положение также не указывает. Впрочем, во избежание ненужных вопросов советуем пользоваться прежней формой.

Установлено, что хранить кассовые документы следует в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ. Напомним, что согласно статье 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, кассовые документы и книги следует хранить менее пяти лет при условии проведения проверки (ревизии).

На момент написания статьи (23.12.2011) установлен удивительный факт — никто не уполномочен проверять порядок соблюдения кассовой дисциплины, т.к. Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 года № 14-П и прежний порядок ведения кассовых операций, которые возлагали эту обязанность на банки, Указанием ЦБ РФ от 13 декабря 2011 г. № 2750-У отменены.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н), согласно которому проверку кассовой дисциплины, т.е. — государственный надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения ККТ, осуществляют налоговые органы.

В Положение № 373-П не вошел ряд ранее действовавших требований, поэтому несколько упростился порядок документального оформления кассовых операций, а это значит, что теперь:

  • не требуется вести журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

  • не обязательно ежемесячно подтверждать количество листов кассовой книги при ее оформлении с применением технических средств;

  • не надо делать записи в кассовую книгу за те дни, когда не было кассовых операций;

  • за те дни, когда не было кассовых операций, остаток не выводится, поскольку им считается остаток ближайшего предыдущего дня, когда были кассовые операции. При требовании ревизоров распечатывать пустые кассовые отчеты за те дни, когда не было кассовых операций, бухгалтеру следует сослаться на пункт 5.5 Положения № 373-П;

  • нет ограничения на количество кассовых книг в организации, а значит значит, теперь бухгалтер может вести отдельную кассовую книгу по фондовой кассе. Данное правило утверждается в учетной политике организации.

Прием наличных в кассу и выдача их из кассы должна теперь производиться таким образом, чтобы вноситель (получатель) видел, что делает кассир. Так же и кассир должен видеть, как получатель пересчитывает полученные наличные денежные средства.

Под отчет теперь денежные средства выдаются:

  • на основании заявления работника. Заявление составляется в произвольной форме;

  • на заявлении о выдаче наличных денежных средств под отчет должны быть не только подпись руководителя и , но и собственноручная запись руководителя о разрешенной к выдаче сумме и сроке, на который выдаются денежные средства.

Положение 318-П утрачивает силу. Вместо него порядок ведения кассовых операций регулируется Положением 630-П

Банковские новости

28 июня 2018 года

Положение № 318-П, которое на протяжении 10 последних лет регулировало порядок ведения кредитными организациями кассовых операций, утрачивает силу с 03 июля 2018 года. С этой даты начнет действовать новое Положение ЦБ РФ № 630-П с полностью аналогичным названием – «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Вместе с 318-П утратит силу Указание Банка России № 2087-У «О перечне машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, подлежащих проверке кредитными организациями», так как перечень машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России теперь указан непосредственно в 630-П.

Положение 630-П по-прежнему регулирует только операции с рублевой наличностью, но в целом по тексту документа довольно много изменений, включая новшества в самой структуре нормативного акта, несмотря на схожесть названий разделов и глав.

Согласно Положению № 630-П техническая укрепленность помещений для совершения операций с ценностями должна обеспечивать защиту жизни работников кредитной организации и сохранность наличных денег и достигаться с помощью соответствия ГОСТ Р 50862-2012 «Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому» и ГОСТ Р 50941-96 «Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний».

Почти все приложения к 630-П соответствуют аналогичным приложениям к 318-П (Книга хранилища ценностей, Книга учета принятых и выданных ценностей, Контрольный журнал приема из-под охраны и сдачи под охрану хранилища ценностей и т.д.), но теперь являются рекомендуемыми образцами, то есть необязательны к применению. Признаки ветхих банкнот содержатся теперь не в отдельном Приложении, а в пункте 2.9 самого Положения.

Явочная карточка (форма 0402303) и Справка о выданных инкассаторским работникам сумках и явочных карточках (форма 0402304) отменены, по тексту Положения 630-П не упоминаются.

Что ещё изменилось в 630-П по сравнению с 318-П? Формулировки по тексту нормативного акта стали более жесткими, например, вместо «устанавливает» теперь сказано «должна установить», вместо «осуществляет» – «должна осуществлять», вместо «передаёт» – «должна передать» и т.п.

Изменены сроки сообщения в Банк России о случаях хищения/утраты наличных денег (10 рабочих дней вместо трёх), и установлена сумма, начиная с которой необходимо сообщить регулятору о происшествии (от 150 000 рублей и выше).

Для сдачи или для получения наличных денег (включая сумки с наличными деньгами) юрлица и ИП могут представлять в кредитную организацию заявку в виде электронного документа, в которой указываются предусмотренные Положением 630-П данные. Подписанная электронной подписью заявка представляется в банк с применением средств защиты информации, принятых к использованию в кредитной организации. Выдача юрлицам и ИП наличных денег возможна, как и ранее, по денежному чеку, однако, при представлении клиентом заявки (Заявки(!), а не чека) выдача наличных денег организациям и ИП осуществляется по расходному кассовому ордеру по форме 0402009, оформленному с учетом информации из заявки. Аналогично взнос наличных денег на расчетный счет можно клиенту оформить электронной заявкой с последующим составлением в банке ПКО.

По новым правилам приходный кассовый ордер (форма 0402008), оформленный в виде электронного документа, по согласованию с клиентами-юрлицами и ИП передается им с применением средств защиты информации, принятых к использованию в кредитной организации, а клиенту-физлицу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей на представленный клиентом номер либо адрес электронной почты. Аналогичное правило действует и для РКО, оформленного в электронном виде.

Перевозку наличных денег теперь допускается осуществлять одним работником без сопровождения при условии наличия у него оружия. Перевозку наличных денег в спецконтейнерах допускается осуществлять без участия кассовых/инкассаторских работников.

Из 630-П исчез пункт о том, кассовые работники должны иметь документ, свидетельствующий о прохождении ими специальной подготовки по способам определения платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России. Теперь обучение кассиров, судя по всему, просто рекомендуется.

Все основные формы кассовых документов и

случаи их применения даны в нашем

главном дистанционном курсе

«Банковское дело: 15 шагов к успеху»

  • 318 П
  • 630 П
  • Кассовые операции банков

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

от «__» ____________ 20__ года        
    (название счетно-сортировальной машины)
Серийный (заводской) номер   . Дата (год) выпуска   .
Номер версии программного обеспечения         .
Дата ввода в эксплуатацию   . Срок полезного использования   лет.
Место проведения тестирования          
  (наименование кредитной организации (филиала, внутреннего структурного подразделения), адрес)
Режим обработки   .
Часть 1. Первый этап (используются банкноты Банка России)
N п/п Номинал, руб. Кол-во, шт. Положение банкнот Банка России Общее кол-во банкнот Банка России в карманах годных и ветхих, шт. Кол-во банкнот Банка России в кармане ручной доработки, шт. Менее 10% банкнот Банка России направлено в карман ручной доработки
1 2 3 4 5 6 7
1 100 1
2 2
3 3
4 4
Всего 100 да/нет
5 500 1
6 2
7 3
8 4
Всего 500 да/нет
9 1000 1
10 2
11 3
12 4
Всего 1000 да/нет
13 5000 1
14 2
15 3
16 4
Всего 5000 да/нет
Часть 2. Второй этап (используются тестовые образцы)
Проверяемый машиночитаемый защитный признак Серийный номер тестового образца Номинал, руб. Положение тестовых образцов — 1 Положение тестовых образцов — 2 Положение тестовых образцов — 3 Положение тестовых образцов — 4 Машиночитаемый защитный признак распознан
кол-во тестовых образцов в карманах годных и ветхих, шт. кол-во тестовых образцов в кармане ручной доработки, шт. кол-во тестовых образцов в карманах годных и ветхих, шт. кол-во тестовых образцов в кармане ручной доработки, шт. кол-во тестовых образцов в карманах годных и ветхих, шт. кол-во тестовых образцов в кармане ручной доработки, шт. кол-во тестовых образцов в карманах годных и ветхих, шт. кол-во тестовых образцов в кармане ручной доработки, шт.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Признак 1 да/нет
Признак 2 да/нет
Признак 3 да/нет
Признак 4 да/нет
Признак (N-1) да/нет
Признак N да/нет
Счетно-сортировальная машина     серийный (заводской)  
  (название счетно-сортировальной машины)    
номер   прошла / не прошла тестирование с положительным результатом.  
От Банка России   От  
        (наименование кредитной организации (филиала, внутреннего структурного подразделения), адрес)
         
  (руководитель рабочей группы Банка России, Ф.И.О.)     (должность, Ф.И.О.)
         
  (член рабочей группы Банка России, Ф.И.О.)     (должность, Ф.И.О.)
         
  (член рабочей группы Банка России, Ф.И.О.)     (должность, Ф.И.О.)

Приложение 2 к Указанию Банка России от 22 июля 2014 года N 3338-У «О порядке проведения территориальными учреждениями Банка России проверок соблюдения кредитными организациями требований к счетно-сортировальным машинам, применяемым при обработке банкнот Банка России, предназначенных для выдачи клиентам»

Положение банкнот Банка России (тестовых образцов), подаваемых в счетно-сортировальную машину:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.