Финансовое планирование, его цели и задачи

Алан-э-Дейл       03.11.2024 г.

Содержание финансовой работы в организации

Содержание финансовой работы в организации включает три направления:

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • планирование и прогнозирование;
  • текущая финансово-экономическая работа.

В современных условиях рыночной экономики, когда компания сама выбирает покупателя и поставщика, вкладывает средства в уставные фонды, приобретает различные ценные бумаги, предоставляет займы, возрастает роль финансового анализа деятельности предприятия.

Определение 2

Финансовый анализ – это вид экономического анализа, связанный с исследованием результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в результате оценки системы финансовых показателей, которые отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Информационной базой финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности компании.

Данный вид анализа необходим не только для рассмотрения и изучения финансовых результатов, но и для выявления причин неудовлетворительного финансового состояния предприятия и определения возможных способов его стабилизации.

В результате изучения основных показателей, коэффициентов, дающих объективную оценку текущего финансового состояния организации, определения рисков и благоприятных факторов для ее развития появляется возможность принять объективные управленческие решения.

Для обеспечения бесперебойной работы всех бизнес-процессов предприятия используется такой инструмент как финансовое планирование.

Определение 3

Финансовое планирование — это совокупность взаимосвязанных решений по управлению процессами формирования, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые находят свое отражение в детализированных финансовых планах предприятия.

Финансовый план является основным документом финансового планирования, который включает в себя сведения о доходах и расходах, характере источников средств на долгосрочный период.

В основе плана лежат ключевые составляющие:

  • график продаж, отражающий динамику получения прибыли;
  • порядок погашения среднесрочной и долгосрочной задолженности;
  • направления расходования денежных средств.

Для составления долгосрочного плана получения прибыли необходимо проводить анализ потребительских потребностей, с целью отслеживания динамики предпочтений потребителей. Предприниматели должны четко понимать, какой товар или услуга будут приносить максимальную возможную прибыль в конкретный промежуток времени.

Замечание 1

Успешное финансовое планирование положительно влияет на финансовое положение организации.

Достижение заявленных показателей деятельности предприятия в финансовом плане способствует созданию устойчивого финансового состояния, которое свидетельствует о правомерном обеспечении доходов и расходов денежных средств, достижении рациональных пропорций собственного и заемного капитала, а также о его эффективном использовании.

В случаях недовыполнения или невыполнения финансового плана по производству и реализации продукции происходит повышение себестоимости, что приводит к уменьшению прибыли и соответственно к ухудшению платежеспособности предприятия и его финансового состояния.

В современных условиях финансовая устойчивость и платежеспособность являются важными характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет конкурентное преимущество перед другими организациями того же профиля в привлечении инвестиций, в выборе поставщиков и в других аспектах.

Цель текущей или оперативной финансовой работы – контроль финансового обеспечения предпринимательской деятельности.

Содержание оперативной финансовой работы включает следующие направления:

  • взаимодействие с потребителями, контроль своевременного поступления выручки;
  • взаимодействие с поставщиками, контроль за исполнением финансовых обязательств;
  • обеспечение своевременного исполнения обязательств перед государственными финансовыми органами и внебюджетными фондами;
  • контроль своевременных расчётов с персоналом;
  • взаимодействие с финансовыми организациями;
  • осуществление платежей.

Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников

В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры

Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?

  1. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
  2. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
  3. Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.

И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.

Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.

Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?

Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:

  1. Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
  2. Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
  • правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
  • способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
  • интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
  • оплата покупок, счетов через интернет;
  • способы расчета риска при кредитовании;
  • современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.

Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.

Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.

Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег”. Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.

При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.

Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.

Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:

  1. Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
  2. Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.

Ход урока:

1. Организационный момент

Проверить готовность детей к уроку. Зарядимся хорошим настроением- протянем друг другу ладошки и замкнем их, покачаемся, как лодочки на воде, и улыбнемся. И с хорошим настроением приступим к работе. И так готовы?

2.Актуализация знаний: А сейчас внимание на экран. Будьте внимательны, я буду задавать вопросы

Включает фрагмент сказки. (слайд 3,4)

— Фрагмент, из какой сказки на экране? («Муха — Цокотуха»)

Учитель читает фрагмент из сказки:

«Муха, Муха — Цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

— Кто автор? (К. И. Чуковский)

— Как зовут главную героиню этого фрагмента? («Муха — Цокотуха»)

-Что нашла Муха? (денежку)

— Куда она её потратила? (купила самовар)

Нужда человека в каком-либо товаре или услуге, желание его получить называются потребностью. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. На решение о той или иной покупке оказывают влияние степень необходимости, цена, собственные вкусы и предпочтения, советы знакомых, реклама. Покупки предметов первой необходимости, которые совершаются ежедневно, еженедельно, не требуют долгих размышлений и часто совершаются автоматически. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные.

Так чему будем учиться на этом уроке? (Ответы детей)

Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги. Итак, тема нашего урока «Учимся разумно тратить деньги».

Что же такое деньги?

(Ответы детей)

Слайд 5 (металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле продаже)

3. Закрепление изученного материала/Изучение нового материала

Задание №1:

— Куда пригласила Муха-Цокотуха тараканов? (на чаепитие) (слайд 6)

Помогите Мухе купить в магазине необходимые товары ля чаепития. Представим, что Муха-Цокотуха нашла монету достоинством 10 рублей. У вас на столах карточки с перечнем товаров.

Название товара и его стоимость

Правильный ответ

Самовар — 3 руб.

+

Бананы — 1 руб.

Торт — 2 руб.

+

Конфеты- 1 руб.

+

Баранки — 1 руб.

+

Мороженное — 1 руб.

Сахар кусковой — 2 руб.

Сахарный песок — 1 руб.

+

Скатерть- 1 руб.

Чай — 1 руб.

+

Салфетки — 1 руб.

+

Чипсы — 1 руб.

-Молодцы, справились с заданием. Какой мы можем сделать вывод?

(разумно деньги экономить, а не тратить)

Физкультминутка

Потрудились — отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Продолжение работы по теме урока.

Задание №2 (задача)

Медвежонок в воскресенье на ярмарке продал 5 баночек с мёдом. С каждой баночки он зарабатывает по 2 монеты. Посчитай, сколько заработал медвежонок.

Решение: 2+2+2+2+2=10 монет

Ответ:10 монет заработал медвежонок.

Задание №3

Маша решила продать свои игрушки, но их никто не покупает, так как цена высокая. Помоги Маше снизить цену на игрушки на 1 рубль. (учитель раздаёт детям карточки с заданием)

4. Подведение итогов урока/рефлексия:

Оцените свою работу на уроке, при помощи монеток.

Кто понял новую тему урока?

Научились ли вы тратить разумно деньги?

Где мы можем применить полученные знания?

5.Домашнее задание: выполнить задание на карточке.

Финансовый комитет

Что за комитет мы упомянули в заголовке? Для чего он нужен, чем заведует? В последнее время у него появились функции финансового отдела контроля, решающего наиболее важные стратегические задачи. Другими словами, каждое серьезное решение на предприятии — результат работы финкомитета.

О создании такого органа принимает решение совет директоров. Встречи организуют, только если на повестке дня есть повод для обсуждения. Председателем может быть как член совета директоров, так и финансовый управляющий или президент организации. Если компания небольшого размера, то в комитет входят все ответственные должностные лица.

Но подобная деятельность неосновная. Кроме всего перечисленного, комитет выполняет функции отдела финансовой безопасности. Ведь именно он дает согласие на крупные кредиты, предварительно просчитывая все риски.

Если с должностями все более или менее понятно, то перейдем к направлениям деятельности отдела.

Ход игры

В. Ребята,мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

— одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

— Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин»

Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем

Литература:

1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры (3756, (Учитель, ИПГринин, 2019.

2. Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие.

3. А. Д. Шатова «Дошкольник и экономика»

4. Интернет ресурсы.

https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru, https://урок. рф .

Понятие и задачи финансовой работы в организации

Определение 1

Финансовая работа – это совокупность разнообразных методов и инструментов управления финансами организации с целью обеспечения их оптимального использования.

Финансовая деятельность организации, как и любое другое направление её деятельности, требует контроля и управления. Управление финансами составляет содержание финансовой работы в организации.

Выделим основные задачи финансовой работы:

  • обеспечение платёжеспособности организации;
  • оперативное управление текущими финансовыми операциями;
  • анализ использования финансов;
  • поиск резервов роста доходности и рентабельности;
  • организация исполнения финансовых обязательств;
  • мобилизация необходимых для функционирования организации финансовых ресурсов.

Финансовая работа проводится специальной финансовой службой. Её состав и структура зависят от масштаба деятельности компании:

  1. Малые предприятия – функции финансовой службы выполняет бухгалтер. В его задачи может входить анализ и планирование денежных потоков.
  2. Средние предприятия – функции финансовой службы выполняют бухгалтерия и плановый отдел. Бухгалтерия ведёт финансовый и управленческий учёт. Плановый отдел осуществляет анализ и прогнозирование денежных потоков.
  3. Крупные компании – выделена должность финансового директора. Под его управлением бухгалтерия, отдел финансового планирования, аналитический отдел.

Система управления финансами организации включает следующие элементы:

  • финансовые методы
  • финансовые инструменты;
  • правовое обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • программное обеспечение.

Объектами финансовой работы являются денежные потоки и финансовые отношения с контрагентами и государственными структурами.

Особенности трактовки термина «экономика»

Лексикон современного человека стремительно обогащается словами и терминами, связанными с переходом стран постсоветского пространства от командно-административной экономики к рыночной экономической системе. Особенно часто мы натыкаемся на слово «экономика». Но его трактовка не всегда бывает правильной. Дело в самом термине, в истории его возникновения и развития.

Появившись в Древней Греции, термин «экономика» использовался для обозначения свода правил ведения домашнего хозяйства или имения. Это значение прослеживается в наличии во многих зажиточных домах должности эконома или экономки вплоть до ХХ века

Но уже в античные времена экономике начали уделять внимание как области человеческих познаний (науки). Уже Аристотель отмечал двойственность экономики

С одной стороны она изучала развитие самого производства, и ее можно было считать естественной наукой. Но с другой стороны выделялась часть науки, которая исследовала вопросы извлечения человеком выгоды. Поэтому ей свойственны черты общественной науки.

Замечание 1

Экономикой в настоящее время называют часть научных знаний, которые исследуют закономерности хозяйственной деятельности общества и совокупность процессов производства, распределения и потребления благ.

Экономикой называется система предприятий, организаций и учреждений, которые отвечают за производство, обмен, реализацию и потребление материальных и духовных благ.

В последнем примере синонимом экономики выступает термин «хозяйство». Главной функцией экономики в данном качестве является обеспечение удовлетворения потребностей человека и общества. Экономика как наука занимается поисками путей решения главной экономической проблемы – удовлетворение неограниченных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

Как и любая система, экономика состоит из отдельных составляющих. Другими словами, экономика обладает определенной структурой. В ее составе выделяют несколько крупнейших разделов макроотраслей, которые можно разделит на отрасли более низкого порядка. К таким макроотраслям относят промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, непроизводственную сферу.

Но некоторые ученые предлагают несколько иную классификацию. Они выделяют не отрасли, а сектора экономики. Подобная структура экономики будет выглядеть следующим образом:

  • первичный сектор (сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство, охота и добывающие отрасли промышленности);
  • вторичный сектор (строительный комплекс и обрабатывающие отрасли промышленности);
  • третичный сектор (сфера услуг);
  • четвертичный сектор (информационно-технологическая, образовательная, научная деятельность, маркетинг, банковские и финансовые услуги).

Помимо этого в экономике может иметь место как государственный, так и частный сектор (на основе форм собственности). В настоящее время в составе экономики в зависимости от видов хозяйственной деятельности могут выделять сектора реальной экономики (предприятия), финансовой экономики и непроизводственный сектор. В зависимости от масштабов исследуемых объектов в экономике выделяют несколько уровней: микроэкономика (уровень отдельного домохозяйства, предприятия, отрасли или рынка), макроэкономика (уровень хозяйства страны или региона), международный уровень (уровень отношений между странами) и глобальный уровень (уровень мировой экономики).

Чем занимается?

Каждый отдел наделен определенными обязанностями, что касается финансового отдела, то они следующие:

  1. Финансовый контроль. Это самая важная функция. Сотрудники следят за исполнением планов, а также их формированием. Финансовый отдел должен не только заниматься анализом и учетом, но и контролировать исполнение бизнес-процессов в организации.
  2. Управление деньгами. Второй функцией отдела является управление финансами предприятия. Кроме того, сюда относится контроль за состоянием взаиморасчетов и создание платежного календаря. Нельзя недооценивать эти обязанности, ведь на них в том числе и держится финансовый отдел.
  3. Ведение налогового и бухгалтерского учета и его организация. Тут не нужно ничего объяснять, и так все понятно.

Важно отметить, что некоторые функции могут быть похожи с обязанностями главного бухгалтера, но это не совсем так. Нужно четко разграничивать их

Функции финансового менеджмента

Как и любой другой вид управленческой деятельности на хозяйствующем субъекте, финансовый менеджмент выполняет ряд функций, направленных на повышение прибыльности и эффективности деятельность компании. С одной стороны он выполняет функции, как система управления, с другой – как аппарат управления.

Важнейшими функциями управления финансовыми потоками являются:

  1. Разработка стратегии в области финансового управления. Как правило, такой вид планирования применяется при постановке долгосрочных целей.
  2. Разработка информационной инфраструктуры для получения максимально точных данных о деятельности хозяйствующего субъекта.
  3. Проведение анализа финансовой деятельности субъекта как в целом, так и по определенным видам деятельности.
  4. Осуществление планирования. Как правило, за основу берется выбранная стратегия, и уже потом разрабатываются планы и цели для каждого вида деятельности в отдельности.
  5. Контроль за исполнением планов и стратегий.
  6. Осуществление управления денежными потоками, активами, капиталом.
  7. Использование инвестиционных инструментов.
  8. Осуществление комплекса антикризисных мер на случай банкротства.
  9. Деятельность по оптимизации рисков, связанных с финансовой деятельностью компании. Достигается за счет страхования и использования инвестиционного портфеля.

Особенности управления госфинансами

Определение 2

Управление финансами – это действия государства, которые связаны с осуществлением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства. Финансы необходимы правительству для реализации собственных целей и задач и выполнения функций и обязательств перед целевой аудиторией.

Система управления государственными финансами является составной частью экономической правительства, которая основана на тщательно запланированном курсе экономического развития.

Для эффективного руководства финансами следует обеспечить взаимодействие трех элементов: политика налогообложения; бюджетная политика; кредитно-денежная деятельность.

Основными инструментами управления финансами государства являются: принятие государственного бюджета; отчет о выполнении госбюджета; специальные финансовые законы; наличие госдолга, размер которого устанавливается правительством; принятие и отмена различных видов налогообложения.

Управление финансами осуществляют специальные органы посредством особых приемов и методов, а также разнообразных санкций и стимулов. Основными органами управления госфинансами считаются законодательные или общие институты и органы оперативного управления.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.