Государственный заем: основные функции и классификация ссуды

Алан-э-Дейл       05.11.2024 г.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

  • физических лиц;
  • юридических лиц

Внутренний госкредит представлен следующими формами:

  • госзаймы путем эмиссии ценных бумаг;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам:

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органамивласти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг. Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации);
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги, эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Что это такое

Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.

В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.

Государственному займу свойственны следующие характеристики:

 Он привлекается, как правило, для покрытия дефицита бюджета страны и обеспечивается государственным имуществом 
 Не имеет чётких целей использования погашается налогами, а не средствами, полученными от реализации продукции
 Его следствием является сокращение денежной массы

Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

  1. Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
  2. Такой займ довольно легко получить.
  3. Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.

Отрицательные стороны заключаются в следующем:

 Если таких займов много то процент по банковским кредитам внутри страны, заметно растёт и это, непременно, приведёт к росту налогов и нестабильной экономической ситуации в стране 
 Суммарный долг страны увеличивается 

Существующая классификация

Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.

В зависимости от субъекта таких отношений:

  • размещаются федеральными органами власти;
  • размещаются муниципальными органами власти.

По месту эмиссии:

 Внешние такие займы предоставляются в инвалюте различными международными фондами, другим странами или их субъектами
 Внутренние они выдаются в валюте страны-заёмщика, и займодателями являются местные фонды и органы власти 
 Муниципальные могут быть выданы как в инвалюте, так и в национальной

По сроку возврата:

 Краткосрочные выдаются на срок, не превышающий 1 года 
 Среднесрочные срок использования заёмных средств колеблется в пределах от 1 года до 5 лет 
 Долгосрочные срок использования более 20 лет

По обеспеченности:

 Закладные то есть, параллельно с договором займа оформляется и договор залога на конкретное имущество, принадлежащее заёмщику. Оно является закладом по займу, то есть обеспечивает его в случае невозврата 
 Без заклада в договоре займа чётко не прописано, что он обеспечивается каким-либо залогом

По способу обеспечения:

  1. Добровольные.
  2. Принудительные.
  3. По подписке среди граждан или организаций.

Видео: государственный займ

https://youtube.com/watch?v=TyKOiBMtZos

Правовое регулирование

Также не стоит забывать и о:

  • главе 7 ГК РФ;
  • Федеральном законе от 22. 04. 1996 года № 39-ФЗ;
  • Федеральном законе от 29. 07. 1996 года № 136-ФЗ.

Макроэкономика

Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.

Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.

Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:

  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:

  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

по методам размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Почему у нас в стране могут появиться принудительные займы?

Текущая пандемия, связанная с обширной вспышкой коронавирусной инфекции, привела к подрыву экономики во всём мире. Это отразилось на бюджете РФ, поэтому в свете глобальных внеплановых госрасходов начали появляться слухи об использовании принудительных займов для поднятия экономики.

Министерство финансов активно рассматривает методы заполнения провалов бюджета, которые вызваны ситуацией с карантином. Как один из методов стабилизации финансового положение государства рассматривает обязательные займы.

Стоит понимать, что экономическое положение страны действительно серьезное. Многие отрасли промышленности и сферы обслуживания потерпели крах. Даже крупный бизнес на грани развала. На иностранные инвестиции и вливания в бюджет рассчитывать также не стоит, поскольку сейчас все вкладчики выводят финансовые активы, тем самым уменьшая денежный оборот.

Важно знать схему принудительного займа денежных средств, которая предположительно будет использоваться в Израиле:

  • Власти страны планируют деньги в виде займа взимать во время выплаты гражданами подоходных и других видов налогов.
  • Финансовые средства, полученные таким образом, государство обязуется вернуть в установленный срок с выплатой процентов.
  • Стоит отметить, что процентная ставка такого займа значительно ниже, чем в банках. Поэтому и требуется принудительная система, ведь сами люди не будут заинтересованы в таком вложении денег.

Для чего государство берет ссуду

Основные функции государственного займа это:

  1. Регулирующая функция.

В этом случае деньги направлены на воздействие или контроль денежного обращения. Иногда берутся под контроль уровни ставок рефинансирования.

Распределительная функция.

Денежные средства распределяют по различным фондам. Тут действует принцип приоритетности. Благодаря этому деньги появляются там, где это необходимо больше всего.

Заключительная функция.

Деньги используют именно так, как планировалось при их привлечении.

Некоторые свойства государственной ссуды похожи на обыкновенный банковский кредит. Несмотря на это, виды данных займов имеют много различий.

Например, залогом для оформления кредита в банке служат конкретные ценные вещи:

  • акции;
  • различные товары;
  • ценное оборудование.

Обратите внимание: если страна взяла ссуду, а после был объявлен дефолт, то на всё ее имущество, которое находится за пределами границы, будет наложен запрет.

А обеспечением для государственного кредита служит собственность страны.

Управление государственным долгом

Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.

Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.

Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.

Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:

  • установить минимальную стоимость займа;
  • обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.

Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.

К таковым можно отнести:

 Выплаты по внутренним и внешним займам, которые имеет наша страна и оплата процентов по ним 
 Предоставление гарантийных обязательств и разработка условий для предоставления и размещения новых
 Изменений текущих условий займа на более выгодные для заёмщика сделать это довольно сложно, так как сам договор не предусматривает таких действий. Но, можно заключить дополнительное соглашение, в котором будут прописаны новые условия

Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:

 Определить способы привлечения ресурсов которые смогут увеличить эффективность пользования заёмными средствами 
 Правильно оценивать размеры госзайма и предоставить гарантии его возврата. Такие меры разрабатываются с особой тщательностью 
 Привлечь нужную сумму и провести с ней предварительную работу определить адресное направление этих сумм, а также правильно их распределить – часть на инвестиции, а часть на покрытие бюджета 
 Подготовить источники погашения долга для дальнейшей эффективной работы и провести мероприятия по уменьшению расходов 

Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.

Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.

Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.

Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.

Преимущества сотрудничества

Преимуществами сотрудничества с КПКГ «ГозЗайм» является стабильность, надежность работы, высокая компетенцию сотрудников. Представленные услуги кооператива отвечают требованиям и нормам российского и международного законодательства.

Выгода оформления займов в КПКГ «ГозЗайм»:

  • минимальные требования к заемщику;
  • выдача кредита на любые цели;
  • быстрая обработка заявки и оперативный перевод денег на карту банка;
  • комиссия с пайщиков за обслуживание не взымается;
  • разрешено увеличить кредитный лимит (при положительной кредитной истории);
  • при досрочном полном погашении займа проводится пересчет процентной ставки;
  • предоставление кредитных каникул;
  • изменение даты выплат.

Для пайщиков разработаны выгодные условия вложений:

  • при необходимости снятие вкладов проводится без потери процентов;
  • капитализация процентов;
  • каждый месяц пайщик получает компенсацию;
  • оперативное обслуживание — отсутствие очередей и длительного ожидания;
  • приятные подарки каждому клиенту.

Особенности госзаймов с применением ценных бумаг

Основой системы кредитования государства является структура государственных займов. В зависимости от правовой формы, их подразделяют на несколько видов:

  • Возможно их обеспечение выпуском специальных ценных бумаг.
  • Иная практика основана на договоренности властей и правительственных госучреждений.

Выпуск ценных бумаг предоставляет пути заимствования финансов на специализированных рынках. При этом государство предлагает облигации или векселя, чтобы путем их реализации привлечь необходимые средства.

Практикуется договор займа для привлечения иностранных кредиторов, в роли которых выступают либо власти какой-либо страны, либо международные организации. По конечному распределению заемные средства принято подразделять на внешние и внутренние, но в данной классификации за основу принят сам принцип их размещения.

Структура государственных заимствованных средств в числе прочих вариантов включает и привлечение дополнительных финансов путем эмиссии. Процедура может иметь как местный, так и национальный масштаб. В первом случае выпуски инициируют местные организации для дополнительных финансовых вливаний в местные учреждения. Займы национального масштаба организует правительство страны для пополнения госбюджета.

Появление государственной лотереи

В моменты заморозки выплат по займам правительство СССР принимало меры для того, чтобы предотвратить волнения народа и возмущения по поводу того, что деньги были практически принудительно изъяты безвозвратно. Одним из таких методов стал лотерейный розыгрыш выплат и ценных призов среди тех, у кого были облигации на государственные займы.

Естественно, это было больше отвлекающим маневром. В те времена правительство с трибун вещало, что решение об отсрочке выплаты займов было общенародным и большинство граждан СССР поддержали эту инициативу. Из-за этого всё больше людей разочаровались и теряли веру в свою страну.

Люди понимали, что вероятность увидеть свои деньги мизерная. Если это и произойдет, то не раньше, чем через несколько десятков лет. Это при учете того, что изначально такие займы выдавались на срок от 12 до 20 лет.

Виды

Государственные займы бывают нескольких видов, их классификация зависит от определенных признаков.

По месту эмиссии различают:

  • внешние (в валюте иностранных государств), кредиторами в этом случае выступают различные международные фонды, государства, их субъекты; муниципальные (заемщиком выступают объекты или субъекты РФ). Может оформляться в любой валюте. Кредитором также может быть любой субъект.
  • внутренние (рассчитываются и исполняются в национальной валюте);

 По сроку заимствования:

  • краткосрочные (до года);
  • среднесрочные (до 5 лет);
  • долгосрочные (20–30 лет.

По субъектам кредитных отношений:

  • центральные органы власти;
  • территориальные.

По обеспеченности:

  • закладные (обеспечением выступает определенное имущество);
  • беззакладные (в качестве залога выступает все имущество территориального органа или страны).

Кроме этого государственный заем может подразделяться на:

  • выпускаемый без облигаций (безоблигационный);
  • беспроигрышный, где выигрывают все облигации на протяжении срока заимствования, как правило, это внутренний выигрышный заем;
  • беспроцентный;
  • процентный;
  • гарантийный;
  • межправительственный (затрагивает отношения между странами);
  • внутренний целевой заем;
  • «стриженый», где сумма обеспечения выше суммы займа
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.