Литература
- Дамский А. И. // {{{заглавие}}}. — 1988.
- Душкин А. Н. Воплощение героической темы // Архитектура и строительство. — 1946. — № 3—4. — С. 5.
- Душкин А. Н. Станция метро «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). 1939—1943 // Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов. Каталог выставки / Автор-сост. и научн. ред. Н. О. Душкина. — М.: «А-Фонд», 2004. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 5-9900247-3-8.
- Душкин А. Н. Творческая биография // Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов. Каталог выставки / Автор-сост. и научн. ред. Н. О. Душкина. — М.: «А-Фонд», 2004. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 5-9900247-3-8.
- Жизнь архитектора Душкина 1904—1977. Книга воспоминаний: К 100-летию со дня рождения / Публикация, сост. и науч. ред. Н. О. Душкиной. — М.: «А-Фонд», 2004. — 381 с. — ISBN 5-9900247-1-1.
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Катцен И. Е. Метро Москвы. — М.: Московский рабочий, 1947.
- Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Академия Архитектуры СССР, 1948.
- Корнфельд Я. А. Лауреаты Сталинских премий в архитектуре 1941-1950. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953.
- Ларичев Е., Углик А. Московское метро: путеводитель. — М.: Книги WAM, 2007. — 168 с. — ISBN 5-910020-15-3.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — 172 с.
- Царенко А. П., Федоров Е. А. Московский метрополитен им. В. И. Ленина. — М.: Транспорт, 1989.
- Чередниченко О. Метро-2010. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Террористический акт в 2004 году
Мемориальная доска в память жертв теракта, совершённого 6 февраля 2004 года. 10 мая 2007 года.
6 февраля года в 8 часов 40 минут во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершён теракт. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находившееся на его теле (либо в сумке на плече). Взрывом был убит 41 человек (не считая самого террориста), более 200 человек получили ранения. В память о жертвах этого теракта в аванзале северного выхода со станции «Автозаводская» на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при взрыве.
Непостроенный второй выход
Внешние изображения |
Проект второго выхода |
В году на станции планировалась постройка второго вестибюля с независимым выходом из восточного торца. 24 февраля 2012 года рабочая группа комиссии правительства Москвы по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия рекомендовала к сносу 13 строений для возведения второго вестибюля станции «Бауманская». 14 марта года прошёл конкурс по разработке проекта планировки второго выхода станции. В проекте было определено точное место размещения вестибюля и выходов станции, внесены предложения по корректировке маршрутов наземного пассажирского транспорта. Согласно проекту планировки, второй вестибюль должен был быть расположен на территории ООО «Московский завод „Физприбор“» вблизи владения 14 по Бакунинской улице и соединён с центральным залом станции четырьмя эскалаторами. Выход планировалось организовать через лестничные сходы к улицам Бакунинская и Фридриха Энгельса.
Открытие второго выхода было запланировано на октябрь 2013 года. 10 апреля года в интервью телеканалу «Москва 24» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин заявил, что второй вестибюль станции метро «Бауманская» исключён из программы строительства московского метро из-за дороговизны.
История
История проектирования станции «Бауманская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Спартаковская площадь», «Переведеновский переулок», «Электрозаводская», «Семёновская площадь», «Мироновская улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский переулок» переименовали в «Бакунинскую улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы года были исключены станции «Спартаковская площадь» и «Мироновская улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году.
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено в мае 1943 года. «Спартаковская» была переименована в «Бауманскую» и открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская» 18 января 1944 года, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций.
В 1989 году по новому проекту хордовых линий через «Бауманскую» планировалось провести хорду Химки — Жулебино. В году был предложен проект смены названия станции на «Елохово», однако он не был осуществлён. Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро, который призван разгрузить Кольцевую линию. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской».
Художественное оформление
Свод потолка центрального зала, декорированный кессонами простого геометрического рисунка, поддерживают массивные кубические пилоны, облицованные мрамором розовых, сиреневых и светло-фиолетовых тонов с белыми прожилками. По верху пилонов проходят рельефные лепные пояса с мотивами национальных белорусских орнаментов.
Со стороны центрального зала в пилонах имеются ниши, облицованные полудрагоценным ониксом с вертикальной медной разделкой швов, в которых размещены бронзовые торшеры. Если в нижней части ниш плиты оникса имеют тёмный тон и резкий рисунок жилок, то у верхних рядов плиток рисунок более светлый и спокойный. Каждый вертикальный ряд облицовки обрамлён бронзовым штапиком, чтобы подчеркнуть фактуру оникса.
Круглые бронзовые вентиляционные решётки в пилонах сочетаются с бра, которые усиливают освещение и оживляют мрамор световыми бликами. В прямоугольных нишах пилонов посадочных платформ, облицованных золотисто-чёрным мрамором, располагаются скамьи.
Путевые стены, которые раньше были покрыты бледно-голубой рифлёной глазурованной плиткой, сейчас облицованы светло-серым каррарским мрамором с вертикальными вставками габбро. Пол в шахматном порядке выложен квадратными плитами серого гранита и чёрного диабаза. Изначально он был покрыт мраморной мозаикой с богатым узором.
В торце центрального зала на высоком пирамидальном постаменте из чёрного диабаза находится бюст В. И. Ленина, выполненный из тёмно-серого гранита.
Вестибюль станции встроен в северо-восточное крыло Белорусского вокзала. Снаружи он облицован чёрным гранитом. Помещение вестибюля разделено колоннадой и турникетами на кассовый и эскалаторный залы. Парные колонны покрыты белым мрамором. Облицовка была проведена с приданием фустам колонн энтазиса.
Высокие стены обоих залов до карниза облицованы мрамором: для кассового зала выбран серый «уфалей», а для эскалаторого — биробиджанский мрамор тёмно-розового цвета с фиолетовыми прожилками.
Конструкция соединения эскалатора с вестибюлем является оригинальной для довоенных станций. Для эскалатора в полу станции было проделано эллиптическое отверстие, ограждённое небольшим барьером. Благодаря этому при подъёме на эскалаторе пассажирам открывается широкий вид вестибюля. Впоследствии такой приём получил широкое распространение в Московском метрополитене.
Интересные факты
Замена светильников улучшила освещённость станции, но при этом нарушила первоначальный замысел архитектора. На старых фотографиях видно, что первоначальные светильники подчёркивают рельефность сводов и зрительно придают потолку станции очень своеобразную конфигурацию. Современные светильники обладают обратным эффектом — зрительно они уплощают своды.
При внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить дыры, оставшиеся от крепления букв первоначального названия — «Завод имени Сталина».
При спуске на станцию из южного вестибюля возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.
Ещё один зрительный эффект создаётся при подъёме со станции через южный вестибюль — тёмный эллиптический обвод камеры эскалатора создаёт впечатление приближающегося дирижабля.
Интересные факты
До 2015 года на мраморной стене станции «Бауманская» находилась вырезанная вручную странная надпись. Она располагалась около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой, на высоте приблизительно 1,2 м. Надпись содержала 2 даты, разделённые чёрточкой и записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: в начале идут первые 2 цифры года, число и под ним месяц римскими цифрами, а затем последние 2 цифры года. Даты следующие: 14.11.1946—15.12.1954. Надпись была вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина около 8 см, высота около 1,5 см. Происхождение неизвестно. В ходе реконструкции станции в 2015 года, в результате шлифовки мрамора, надпись исчезла.
Путевое развитие
Внешние изображения |
Непосредственно за станцией в южном направлении находятся тупики, использовавшиеся для оборота составов до продления линии на юг. Сейчас они используются для технического обслуживания и ночного отстоя составов. Путевая система включает 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и два станционных пути, завершающихся тупиками. 22 января 2014 года тупики использовались в качестве оборотных в ходе ликвидации последствий аварии на участке «Автозаводская» — «Коломенская».
Бо́льшая часть перегона «Автозаводская» — «Коломенская» проходит по поверхности земли, пути обходят Нагатинский Затон и идут параллельно проспекту Андропова, пересекая Москву-реку по Нагатинскому метромосту. На перегоне ещё на этапе строительства был создан задел под наземную станцию, на котором к концу года была сооружена станция «Технопарк», обслуживающая технопарк «Нагатино-Зил».
Художественное оформление
Художественное оформление станции посвящено теме рассвета культуры и народного хозяйства Белоруссии. Цоколи пилонов облицованы светлым мрамором «коелга». Светильники, размещённые на пилонах, выполнены в виде ваз из стекла и мрамора. Своды потолка декорированы рельефным орнаментом и, впервые применёнными в сооружениях метрополитена, 11 мраморно-мозаичными панно, изображающими жизнь белорусского народа (выполнены мастерами мраморного завода «Метростроя» С. Волковым и И. Морозовым по эскизам художника Г. И. Опрышко). Путевые стены изначально были облицованы цветной метлахской плиткой, сейчас — белой керамической. Пол выложен мелкими гранитными (изначально керамическими) плитками серого, белого и красного цветов и воспроизводит рисунки белорусской народной вышивки.
Западный наземный вестибюль станции находится у Белорусского вокзала, на углу Грузинского Вала и площади Тверская Застава. Барельефы по фризу вестибюля выполнили скульпторы С. М. Рабинович и И. Л. Слоним в мастерской С. М. Орлова.
Восточный вестибюль открыт 25 августа 1997 года на Лесной улице. Стены подземного кассового зала облицованы светлым кафелем с майоликовым панно «Лица мира» португальского художника Грасы Мораиш. Это панно — дар Мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы. До 1997 года восточную торцевую стену центрального зала украшала скульптурная группа «Советская Белоруссия» (скульптор М. Г. Манизер). При строительстве вестибюля скульптурная группа была утрачена.
Три лестницы из центрального зала и переход с эскалаторами ведёт на одноимённую станцию Замоскворецкой линии. Все сооружения перехода богато декорированы разнообразным облицовочным камнем по мотивам белорусского национального орнамента (художник Г. И. Опрышко). Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором. В верхнем аванзале перехода каменной мозаикой оформлены 8 оригинальных мраморных торшеров. Здесь же, в глухом торце аванзала, установлена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульпторы С. М. Орлов, С. М. Рабинович и И. А. Слоним).
Художественное оформление
Оформление станции посвящено теме единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Пилоны станционного зала облицованы розовым мрамором «газган». На каждом пилоне имеются по два выступа из полированного красного порфира. В нишах на пьедесталах установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны (скульптор В. А. Андреев). Торцевую стену центрального зала украшает мозаичный портрет В. И. Ленина на фоне развевающихся знамён. Путевые стены покрыты серым и чёрным мрамором. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда — непосредственно над пилонами и на своде. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Пол зала выложен серым, чёрным и красным гранитом.
Наземный вестибюль выполнен в виде классического портала с высокой колоннадой, облицованной тёмно-серым гранитом Клюевского месторождения. Фасады здания облицованы натуральным розовым туфом (рядовые размеры блоков — 40×30×15 см). Над входной группой расположены рельефные изображения панорамы Красной площади и солдаты различных видов войск. Интерьеры вестибюля облицованы светлым мрамором «газган». В 1960-х годах фасад вестибюля был переоблицован керамической плиткой. Арка эскалаторного тоннеля украшена мозаичным панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович, 1947) и высеченной цитатой И. В. Сталина об армии. Его подпись была убрана после развенчания культа личности. Композиция панно состоит из центрально расположенной надписью под позолоту «Слава Советской Армии», геральдического изображения ордена Победы и развевающихся красных знамён военных частей, участвовавших в Великой Отечественной войне. В вестибюле у выхода установлен бюст Н. Э. Баумана работы А. П. Шлыкова.
Архиектор Б. М. Иофан в своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал название станции буквально — в древнеримском стиле, наполнив её классическими скульптурами, «напоминающими о великом революционере античного мира». Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.
Расположение
Внешние изображения |
Располагаясь между станциями «Павелецкая» и «Технопарк» Замоскворецкой линии, «Автозаводская» находится на территории Даниловского района Южного административного округа города Москвы, на левом берегу Москвы-реки. Два вестибюля станции обеспечивают выходы к улицам Автозаводская и Мастеркова. Кроме того, вблизи станции пролегают улицы Ленинская Слобода и Велозаводская, а также Третье транспортное кольцо.
Наземный общественный транспорт
- Остановка «Метро „Автозаводская“» расположена возле выходов из северного вестибюля станции. На ней останавливаются автобусы № 8, 9, 99, 186, 193, 633, т26 и т67.
- Остановка «Метро „Автозаводская“» находится на Автозаводской улице. На ней останавливаются автобусы № 8, 44, 99, 142, 186, 263, 291, 633 и т40
Маршруты наземного общественного транспорта (данные на 2017 год)
Маршрут | Следует к станциям метро и МЦК | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 8 | — | Велозаводская улица | Южный порт |
авт. № 9 | Кожуховская, Дубровка, Пролетарская, Тульская | Метро «Кожуховская» | Улица Серпуховский Вал |
авт. № 44 | Профсоюзная, Кожуховская | Метро «Профсоюзная» | Метро «Кожуховская» |
авт. № 99 | Кузьминки, Текстильщики, Волгоградский проспект, Дубровка | 138-й квартал Выхина | Автозаводский мост |
авт. № 142 | Кожуховская, Варшавская, Академическая | Метро «Кожуховская» | Метро «Академическая» |
авт. № 186 | Волгоградский проспект, Тульская, Верхние Котлы (МЦК) | 3-й Павелецкий проезд | Метро «Волгоградский проспект» |
авт. № 193 | Текстильщики, Печатники, Кожуховская | Саратовская улица | Метро «Автозаводская» |
авт. № 263 | Красногвардейская, Домодедовская, Каширская, Коломенская | Метро «Красногвардейская» | Автозаводский мост |
авт. № 291 | Шипиловская, Каширская | Метро «Красногвардейская» | Автозаводский мост |
авт. № 322 | — | Метро «Автозаводская» | 5-я проходная ЗИЛа |
авт. № 633 | Текстильщики | Марьино | |
авт. № т26 | Нижегородская, Таганская / Марксистская, Пролетарская / Крестьянская застава, Дубровка | Карачаровский путепровод | Автозаводский мост |
авт. № т40 | Верхние Котлы, Нагатинская, Варшавская, Улица Академика Янгеля, Аннино | Велозаводская улица | Аннино |
авт. № т67 | Домодедовская, Каширская, Коломенская | Каширское шоссе, 148 | Автозаводский мост |
Пересадки
Между станцией метро и одноимённой станцией Московского центрального кольца организована пешеходная уличная пересадка. Пассажиры метрополитена и МЦК могут пересаживаться между линиями с осуществлением билетного контроля, но без дополнительного списывания поездки в течение 90 минут с момента первого прохода.
Достопримечательности вблизи «Автозаводской»
Достопримечательности вблизи станции
В зоне пешеходной доступности от станции располагаются (см. схему справа):
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (XVI век).
- Комплекс сохранившихся зданий Симонова монастыря (XVI—XIX века).
- Дворец культуры ЗИЛа (выдающийся памятник конструктивизма, арх. братья Веснины, 1930-е годы).
- Конструктивистский жилой комплекс на Восточной улице (арх. Н. Волков и В. Бибиков, 1920-е годы).
Кроме того, в районе станции располагается Стадион имени Эдуарда Стрельцова («Торпедо») (№ 5 на схеме).
Эта тема закрыта для публикации ответов.